Владимир Янкелевич
Окончание. Начало
Человек толпы
Меняются условия, так же с течением времени меняется и Человек.
Когда-то он взял в руку палку и изменился, стал Homo hаbilis — Человек умелый. Затем он научился многому, а что делать, надо выживать, и стал называться — Homo faber, «человек творящий». Любопытство сделало его Человеком разумным — Homo sapiens[2]. Вроде венец творения. Но развитие не остановишь, оно идет по сложной спирали.
И спираль, вполне в соответствии с теорией исторического круговорота, пошла на спад — появился Homo turbis (Человек толпы). На поведение этого человека сильное влияние оказывает общий дух, энергетический заряд толпы, в которую тот попал в силу выбора или обстоятельств.
Homo turbis еще не полностью вытеснил вид Homo sapiens, они находятся в определенной пропорции, но соотношение все время меняется в его пользу. Наиболее ярко Homo turbis проявляет себя во время выборов и в политических акциях.
Это явление не носит локального характера, оно универсально, является мировым трендом демократических государств. Тоталитарным государствам это менее свойственно, там выборы особого значения не имеют, там Homo turbis особо не разгуляется.
Особенности поведения Homo turbis изучены недостаточно. Попробуем отметить некоторые его особенности.
1. В Израиле принята система выборов по партийным спискам. Избиратель голосует за партию, которой он вверяет (в пропорциональной части) законотворчество и управление страной. Homo sapiens хочет знать, за кого голосует, что из себя представляет та или иная партия, что за люди в партийном списке… Утомительные они, эти Homo sapiens.
Homo turbis это все не интересует. Действительно, слушают ли они политиков, прежде чем решить, как отдать свой голос?
Они голосуют, к примеру, против Натанияху, но за кого? А какая разница. Им неважно, что голосуют они и не за партии, а за блоки, объединившиеся, так как иначе им даже не пройти электоральный барьер. Им не важно, что эти якобы партии слеплены наспех за три месяца до выборов, то есть то, что они из себя представляют — неизвестно никому. Ну и, само собой, Homo turbis не интересует, кто там включен в партийный список. А зачем? Они не связывают последующую жизнь со своим выбором. В свое время в России был выдвинут лозунг: «Голосуй сердцем!». Мозги пусть отдохнут.
2. Homo turbis просто обожает наркотик «популизм».
Каждая партия должна сообщать избирателям то, как она обеспечит счастливую жизнь. Для Homo sapiens можно рассказывать про кредитный рейтинг, про внешнеэкономические связи и рост влияния, про рост ВВП, и многое другое.
Homo turbis все это не впечатляет. Им нужно все и сразу. Как? А это не важно. Например, можно пообещать заключить мир и разрешить конфликт с арабами, пообещать дешевое жилье, уничтожить ХАМАС, снизить налоги и увеличить социальные выплаты… А вникать в то, как они собираются выполнять обещания, ни к чему, это пусть Homo sapiens напрягают голову. Даешь популизм — вот главный лозунг! Потом популистские партии и политики всегда могут объяснить, почему ничего не получилось и кто им, популистам, мешал.
3. Homo turbis не применяют рациональный подход при голосовании.
Рациональный подход предполагает, что избиратели используют соображения, основанные на большом количестве информации, сравнивают альтернативы и, исходя из этих соображений, выбирают ту альтернативу, которая максимально соответствует их интересам.
Но парадокс голосования Homo turbis состоит в том, что он практически всегда оказывается прямо противоположным такому подходу, поскольку усилия, необходимые для анализа информации, представляются значительно выше той выгоды, которую результаты голосования могут принести.
Этим объясняется феномен «политического невежества», характерного для Homo turbis в большинстве современных демократий.
При «политическом невежестве» на первый план выдвигаются:
- Эмоциональные факторы: — Да не люблю я его! Пояснения, что политика не нужно любить, нужно оценивать его реальную функциональность, не помогают.
- Соображений групповой принадлежности — например к партии с русскоговорящим лидером: — Он за нас, за русских… Ну или за арабских, эфиопских и так далее.
- Инерционные: — Я всегда голосовала за Мерец. За них голосовали еще мои бабушка и дедушка!
4. Homo turbis главным образом настроен не «за» а «против».
Эволюционные психологи считают, что восприимчивость к отрицательной информации помогала нашим предкам выжить. Эти привычки сформировались давно, до эпохи интернета и социальных сетей, но они остаются неотъемлемой частью человеческой природы. Homo turbis с большей вероятностью примет утверждение, если оно негативное или тревожное. (Либералы ненавидят Америку; консерваторы — фанатики. Или Натанияху взяточник, а Сара вмешивается в управление государством).
Это давно известно. «Понимание — слишком слабая платформа для масс. Единственная стабильная эмоция — ненависть» (И. Геббельс).
В Израиле она выражена не так ярко, как в США, стране с устоявшейся демократической традицией:
- Джо Байден утверждал, что он хочет взять Трампа в тренажерный зал и избить его.
- Сенатор Камала Харрис (штат Калифорния) шутит, что она хотела бы войти с ним в лифт и увидеть, что Трамп никогда оттуда не выйдет живым.
- Роберт Де Ниро исчерпал способы, которыми он мечтает ударить Трампа, и интонации, в которых он кричит аудитории: «F — k Трамп!»
- Гуманисты и воины социальной справедливости Голливуда, от Мадонны до Джонни Деппа, не могут договориться о том, должен ли их избранный президент быть обезглавлен, взорван, зарезан, застрелен или сожжен.
Соседский ребенок 11 лет в день выборов проходя мимо портрета Натанияху неприличным жестом продемонстрировал свое отношение к нему. Услышав от меня, что я считаю Натаняху лучшим премьером, он разрыдался — у него рухнула картина мира. Подрастает смена — новая популяция Homo turbis.
В этом Израиль отстает от США, где Кэти Гриффин снялась в фотосессии, позируя с муляжем «отрезанной окровавленной головы Трампа»…
Объем статьи не позволяет глубоко анализировать особенности Homo turbis. Но партия, политик, вынуждены принимать во внимание их особенности.
Выбранные места из переписки с друзьями
— Все эти твои истории про исторический круговорот устарели. Они верны в доинтернетовскую эпоху. Сейчас человека интернета мало волнуют партии и выборы, это удел стариков и интересантов. Вот, к примеру, в России появился новый спорт — «Киберспорт», то есть соревнования по электронным играм. Сборная России победила на киберспортивном турнире, обыграв команду Сингапура, Бразилии, Швеции и Китая. Турнир по Dota2, который получил название The International, увеличил свой призовой фонд с 2011 по 2016 год с 1,6 до 20,7 млн долларов, что сопоставимо с призовыми на соревнованиях по традиционным видам спорта. Члены сборной рассказывают, что тренируются ежедневно 10 часов в день. Так нужны им, геймерам, твои истории про выборы, про «круговорот»?
— Им не нужны. Они стучат по клавиатуре и хорошо (при достижении успеха) зарабатывают. И плевать они хотели на учебу, да и, в принципе, на страну. Но наступит время, когда к воротам подойдут очередные варвары, которым геймеры противостоять не смогут. И вот когда варвары легко переработают их на компост, произойдет очередной виток исторической спирали…
На мой взгляд, одна из основ сложившейся ситуации — резкое снижение ответственности избирателей
Причин этого несколько.
- Избирателями стало поколение, выросшее в безопасности и удовлетворенности. Террористические взрывы первой интифады стали фактом истории, примерно, как Война за независимость. Об инфляции в 400 процентов многие и не слышали, они не знают, что это такое. А ведь было это совсем недавно — в 1984 году. Все хорошо сейчас, и завтрашний день будет копией сегодняшнего — так для чего ломать голову, «Голосуй сердцем!».
- Многие не прошло «закалку» трудом и тяжелой жизнью, избавлены от какой-либо ответственности (своя семья, забота о семье родителей) и вполне сознательно и с энтузиазмом перекладывает любую проблему на государство.
- Особенно удивительным является то, что заключенные, абсолютно все, продолжают оставаться избирателями. Надо отметить, что они голосуют очень организованно. По крайней мере, Управление тюрем Израиля (Шабас) так утверждает. Они выберут самый функциональный Кнессет, кто бы сомневался!
- Происходит непрерывное расширение избирательной базы, в том числе за счет людей с другими историческими ценностями. Парад либерализма на Западе сделал для значительной части евреев актуальным вопрос о переезде в Израиль, который им был многие годы абсолютно не нужен. Они не собирались в Израиль, но так заботились о «правах угнетенных», что жизнь в их стране стала невозможной. Они едут в Израиль не по зову сердца, а в силу сложившихся обстоятельств, но внутри себя несут именно тот подход, который сделал для них жизнь невыносимой в стране исхода.
Прямо в аэропорту они становятся избирателями, ничего толком не понимая в происходящем. В своих головах они привозят системы ценностей страны исхода.
— Но эти ценности сделали их жизнь там проблемной?
— Ничего, там проблемно, но в Израиле все будет иначе! Главное, что эти привнесенные системы привычны и уютны.
Многие из них жили в больших городах в условиях размывания национальных ценностей, распада общин (религиозных, прежде всего) — их значение в больших городах не может не стремиться к нулю. Потому они легко поддаются на антирелигиозные лозунги.
Что же из этого следует?
Четвертый поворот — время не разбрасывать, а собирать камни.
Болезнь общества очевидна. Необходимо осмотреться и перестать отодвигать проблемы для решения будущими поколениями. Хватит, время отодвиганий завершилось.
Для проведения необходимых реформ нужно сильное правительство, а не правительство, собранное по принципу — лишь бы было.
Надежда умирает последней. Необходима массированная предвыборная пропагандистская работа. Главный упор нужно сделать на убеждении избирателя думать, анализировать ситуацию, быть Homo sapiens.
Надежда на объективную работу СМИ иллюзорна, там кто платит, тот и заказывает музыку.
«Отвечая на вопрос, какой тип новостей и новостей наиболее важен для них из средств массовой информации при освещении выборов, 59% респондентов ответили, что для них важно получить информацию о позициях и программах кандидатов и партий, но только 17% считают, что средства массовой информации действительно предоставляют такую информацию».
проф. Габи Вайман, Университет Хайфы
Президент Трамп эту проблему успешно решил, так что не нужно изобретать велосипед. Его уже изобрели. Но если эту проблему не решить, то результат известен.
Когелет писал — «и это пройдет».
А значит — у нас есть надежда, что завершится проблемный виток исторической спирали, и на новом витке уйдет в прошлое разобщенность и беспричинная ненависть… Только каждому на своем месте для этого нужно приложить максимальные усилия.
___
[2] В контексте статьи термин Homo sapiens применяются не по Карлу Линнею, классифицировавшего и описавшего, как сам вид Homo sapiens, так и несколько групп, относящихся к этому виду в работе «Системы природы». Термин применен исключительно, как обозначение человека, руководствующегося разумом.
Мастерская
Ноябрь 2019