Адон олам — властелин вселенной

Предлагаем вашему вниманию фрагменты из новой главы работы Соломона Динкевича «ЕВРЕИ, ИУДАИЗМ, ИЗРАИЛЬ».

Глава называется «АДОН ОЛАМ — ВЛАСТЕЛИН ВСЕЛЕННОЙ». В тексте при указании года того или иного события используется индекс «АМ» — от «Сотворения Адама».

«Я — Б-г, и нет иного, Б-г — и нет подобного мне»

Пророк Иешаягу, 46:9

«Я — Г-сподь, который создал все»…

Там же, 44:24

«Он сказал — и свершилось, Он повелел — и все возникло»

Псалмы, 33:9

Словами «Адон Олам» начинает поэт и философ рабби Шломо Ибн Гвироль (1020 — 1050 гг., Испания) свой знаменитый пиют (религиозный гимн) о Б-ге:

Властелин Вселенной, который царствовал еще до Сотворения

Мира,

С момента Сотворения Его стали называть Царем.

И после конца мира Он, Грозный, один останется Царем,

Ибо Он был, Он есть и Он пребудет вечно в великолепии Своем.

Он Один и нет другого, кто сравнился бы с Ним;

Ему нет ни начала, ни конца; у Него сила и власть.

Он — мой Б-г и Избавитель, оплот судьбы моей в час беды.

Он — знамя мое и прибежище, опора моя в день, когда я взываю к

Нему.

Ему я вручаю душу свою перед сном и по пробуждении;

И вместе с душой тело мое, Г-сподь со мной, и не устрашусь.

Стихи эти, а произносим мы их ежедневно в утренней молитве Шахарит, содержат основные принципы нашей веры в Творца. Рамбам, живший 100 лет спустя после р. Гвироля, опубликовал «Тринадцать принципов веры».

«Он — Первый, но нет Ему начала» (пиют Йигдаль), ибо бытие Его вечно. «Я — Первый и Я — Последний, — говорит Творец пророку Иешаягу, 44:6, — и кроме Меня нет Б-га. Я — Г-сподь, и нет кроме Меня Избавителя».

«Каждый еврей, — пишет Рамхаль («Путь Творца», I, 1:1), — должен верить и знать, что есть первый Сущий, Предваривший (творение) и Вечный. Он сотворил все бытие и продолжает поддерживать его существование. Этот Сущий есть Б-г, благословен Он». Вера в то, что Б-г единственный творец Вселенной — основа нашей веры. «Кто уподобится Тебе и Кто сравнится с Тобой, и Кого можно сопоставить с Тобой, Б-г Великий, Могучий и Грозный, Всевышний (т. е. ни от чего не зависящий — С. Д.) Б-г, сотворивший небо и землю?» (Молитва «Нишмат» — «Песнь-благословение»).

«Невозможно объяснить все творение и происходящее с ним, — говорит Рамхаль («Даат твунот», п. 47), — если не исходить из того, что есть Создатель и Правитель, простой и недоступный, Всесильный и независимый и неподверженный никакому принуждению». «В Шаббат, когда у меня есть досуг, — обращается к Б-гу Радак (рабби Давид Кимхи, 1160 — 1235 гг.), — я всматриваюсь в творение Твоих рук и восхищаюсь мудростью природы». Рамбам разъясняет: «Все детали природных процессов взаимообусловлены, переплетены, совершаются с исключительной мудростью, и нет в них ничего случайного, ничего необязательного» («Путеводитель заблудших», 3:25).

Однако Тора не пытается убедить нас в существовании Б-га, ее первая фраза «просто» информирует нас, что «сначала Б-г создал небо и землю» (Берешит, 1:1). Существование мира, в котором мы живем, самоочевидно, а вот Творца нужно искать, хотя для рабби Акивы в этом не было надобности. Мидраш Тмура приводит его слова: «Как платье свидетельствует о портном, дверь — о столяре и дом — о строителе, так Вселенная свидетельствует о создавшем ее Творце». 17 веков спустя Вильям Пейли привел в пример часы: «Мир природы работает, как часы. У часов есть мастер, Мастер мира природы — Б-г». Однако многих не удовлетворили подобные утверждения. «Докажите мне, что Б-г существует, — потребовал еще Фридрих Великий, и придворные указали ему на евреев: «Их существование на земле на протяжении всей истории является безусловным доказательством существования Б-га». Рав Адин Штейнзальц несколько продвинул это доказательство. Выступая весной 2003 года в Балтиморе (США), он сказал: «То, что Израиль продолжает существовать при таком правительстве (выделено мной — С. Д.), явно свидетельствует о существовании Б-га».

Сегодня мы располагаем более убедительным доказательством: обнаруженный профессором Ильей Рипсом «скрытый код» в Торе чисто математически свидетельствует о ее нерукотворном происхождении.

Согласно законам термодинамики, любое упорядочение в природе требует затраты энергии. Предоставленная самой себе (лишенная энергетической подпитки извне) любая упорядоченная система разрушается и превращается в хаос. Наш мир весьма упорядочен, это иерархия все более сложных систем — физических, химических, биологических. «Чем больше знаний о мире дает нам наука, — писал Альберт Эйнштейн, — тем явственнее вижу я руку Всевышнего, правящего Вселенной». «Он — истинная причина всего существующего и всего, что происходит» (Рамхаль, «Путь Творца», I, 1:6). Десятью речениями сотворил Б-г мир, говорится в Торе, и мы немедленно выводим отсюда, что Б-г — творец всего сущего. Единственный Творец и, следовательно, Властелин Вселенной — Адон Олам (ивр.), «ведь

Б-гу… принадлежит небо и все, что под ним, земля и все, что на ней» (Дварим, 10:14). А пророк Ирмеягу (10:12) уточняет: «(Он — Тот), кто сотворил землю силою Своею, Он основал Вселенную мудростью Своею, и разумом Своим Он распростер небеса…» «… Рука Моя основала землю, — сказал Творец пророку Иешаягу (48:18), — и десница Моя распростерла небеса».

Однако не дано нам понять Б-га. «Истинная суть этого Сущего ни для кого, кроме Него, совершенно непостижима, — пишет Рамхаль («Путь Творца», I,1:2), — И только то известно о Нем, что Он существует и что Он совершенен…»

Иногда мы можем почувствовать Его присутствие, но не увидеть Его, ибо Он не материален: «Нет у него подобия тела и нет никакой телесности» (пиют Йигдаль). И хотя «лицом к лицу» говорил Б-г с сынами Израиля на горе Синай, «никакого образа (они) не видели в тот день» (Дварим, 4:15).

Тора запрещает изображать Б-га. Да и что изображать, если Он бестелесен и не имеет формы? И вообще, требует Тора, «не делай себе изваяния и всякого изображения того, что в небе наверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли» (Шмот, 20:4).

Итак, нам не дано понять Б-га. Он Сам говорит пророку Иешаягу (55:8-9):

«Мысли Мои — не ваши мысли, и не ваши пути — пути Мои… Ибо, (как) небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои — мыслей ваших».

И все же на основании того, что сообщил Б-г Моше, передавая ему Письменную и Устную Тору, что рассказал Он о себе пророкам и что говорил всему народу с горы Синай, мы можем многое уяснить о нашем Творце. «Он Первый, но нет Ему начала» и «Он — Последний, ибо Он вечен». «Жив Я вовек» — говорит Превечный Б-г (Дварим, 32:40). «Я умерщвляю и Я оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и нет спасения от руки Моей» (там же, 32:30), ибо «Он абсолютно независим, а все сущее зависит от Него, а не существует само по себе». Рамхаль («Путь Творца», I,1:6) отмечает 6 фундаментальных принципов, характеризующих Творца:

1) истинность Его существования;

2) Его совершенство;

3) обязательность Его существования;

4) Его независимость от других;

5) Его простота;

6) Его единственность.

Истинность, обязательность и абсолютность Его существования прекрасно согласуются с началами термодинамики — с невозможностью существования материального вечного двигателя (I и II рода). Необходим Творец, непрерывно питающий Своей

Б-жественной энергией, «Светом Лица Своего» созданное Им творение. Ну а то, что начало творения имело место и нашему миру около 15,3 млрд. лет, подтверждается теорией «Большого взрыва» (Big Bang) Джорджа Гамова и обнаружением Арно Пензиасом и Робертом Уилсоном «реликтового (первичного) излучения».

Остальные принципы следуют из Единственности Творца. «Творец един, — говорит Рамбам в «Тринадцати принципах веры». Это и означает, что Он Единственен, ибо единство «значит, что Святой, благословен Он, один, и нет никого, кроме Него!» (Рамхаль, «Даат твунот», п. 35). Действительно, единственный Творец, Он независим от других, ведь все другие — Его творения. Из единственности, очевидно, следует и Его неделимость и простота (т. е. однородность, отсутствие структуры). «Его существование, — пишет Рамхаль («Путь Творца», I,1:5), — есть простое существование, совершенно без структуры и множественности». Из единственности Творца следует Его Могущество, т. е. Всесилие и Всевластие. «Г-сподь Цеваот решил — кто отменит? Его рука простерта — кто отвратит ее?» (Иешаягу, 14:27). Когда придворные короля Фридриха Великого указали ему на евреев в качестве ответа на его требование доказать, что Б-г существует, своим ответом они продемонстрировали не только существование Б-га, но Его Абсолютное Всемогущество.

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора