Там, где светило солнце изгнания

Вдохновлюсь лозунгом времён Великого Кормчего, Председателя Мао: «Пусть расцветают сто цветов». Только в этот раз без последствий, моя личная тайная полиция интеллигентиков в пустыню Гоби не ссылает. Максимум оправит на кухню посуду мыть. Так что читайте безбоязненно. Поговорим о духовных лидерах общин разных стран еврейского изгнания.

Наша русскоязычная публика обожает распевать про Историческую: «а там на четверть бывший наш народ». Таки правда, но и ещё кровушек здесь намешано… В частности, порядка 600000 израильских человеков могут обнаружить в своей биографии иракские корни, а это почти 10% еврейского населения страны. Существуют, хотя и не столь многочисленные, общины бывших «иракцев» в США, Европе, Латинской Америке. В самом-то Ираке осталось сейчас, кажется, аж 8 евреев.

Багдадские евреи. Реми Безансон. 1920- е
Багдадские евреи.
Реми Безансон. 1920-
е

Последние произведения на иракском диалекте «еврейско-арабского языка» изданы в начале 2000-х и, после смерти написавшего их израильтянина Самира Наккаша, едва ли найдётся у него продолжатель. Завершилась на «Доисторической Родине» история одной из величайших еврейских общин, обитавшей там, в Междуречье, две с половиной тысячи лет — с изгнания сюда Навуднецаром евреев, уцелевших от вавилонского террора. Жила эта община устойчиво и успешно; скажем, 19 век в Ираке был временем еврейского экономического процветания. Продолжалось так, с перерывами на погромы начала Второй Мировой, до конца 1940-х-начала 1950-х,- когда крепко пустившая корни община снялась с места почти полностью. В Израиль отсюда репатриировались, под давлением усилившегося арабского национализма и на заманчивые призывы сионизма, более 150 тыс. человек.

1950 год, Иракские евреи возле синагоги в Багдаде, где они подавали заявку на возвращение в Израиль
1950 год, Иракские евреи возле синагоги в Багдаде, где они подавали заявку на возвращение в Израиль

Ныне Вавилонский Талмуд и другие жемчужины еврейской мудрости, рождённые на той земле, изучают только за пределами Вавилонии. А вот ведь что писал в 12-м веке путешественник Птахия из Регенсбурга — когда давно уже были закрыты великие ешивы Суры и Пумбедиты, когда более века назад завершилась «эпоха гаонов» (гениев): «На всей земле Вавилонии и Ассирии нет неграмотного, который не знает всех 24 книг [Библии] с их пунктуацией и грамматикой». Веками и после того раввины Ирака создавали пиюты — поэтические творения, входившие в литургию евреев восточных стран; здесь процветало изучение Каббалы; в ешиву Багдада, отчасти наследницу вавилонских академий, стекались юноши со всего мира… Рассказывал пожилой багдадский еврей, что в главную синагогу Багдада, вмещавшую более 5000 человек, в праздники все не умещались, несколько тысяч человек оставались на площади и служители взмахивали из окон флагами, когда отвечать: «амен».

Раввины Багдада, начало 20 века: носители наследия Вавилонского Талмуда
Раввины Багдада, начало 20 века: носители наследия Вавилонского Талмуда

После долгого вступления обратимся наконец к герою статьи — великому мудрецу («хахаму») Йосиф Хаиму Тов из Багдада, более известному в еврейском мире как «Бен Иш Хай» (Сын мужа живого) — по названию самого популярного его произведения. Обратите внимание: если к титулу «великих» царей, льстиво вписанных в историю, часто нужно дописать «…злодей» — Ирод Великий, Саргон Великий, Пётр Великий, Йосиф аналогичный … — то «великий» у раввина никаких приложений не требует. Человек действительно велик и достоин — его признали таковым как весь народ, так и мудрейшие люди его.

Сефардские евреи говорят о «трёх светочах» — трёх великих учителях, которые, встречая друг друга и сменяя друг друга в роли ведущих авторитетов восточного еврейства, заложили основы сегодняшнего мировоззрения этой сильной и многочисленной ветви нашего народа. Они: Хида (по первым буквам имени: рабби Хаим-Йосиф-Давид Азулай) из Йерушалаима, 1724-1806, мудрец, праведник, каббалист и чудотворец; рав Хаим Палаччи из Измира (1788-1868), мудрец, каббалист и лидер турецких евреев; рабби Йосиф Хаим Тов. Все трое — авторы многих десятков глубочайших книг и непререкаемые авторитеты в области Писаний, обоих Талмудов, алахи, агады, тайного знания… И — учителя морали и святости, в первую очередь на своём личном примере; не зря же принято прибавлять к их именам титул: «кадош» — святой.

Можно сказать, что на мировоззрении сефардов «печать» поставил Бен Иш Хай — последний из триады. Его ученики и ученики его учеников — наши современники. Так, отец 8 лет назад покинувшего нас Главного сефардского раввина Израиля и лидера национально-религиозного лагеря рава Мордехая Элиягу, знаменитый каббалист рав Салман Элиягу — ученик Бен Иш Хай (к слову, мать рава Элиягу — внучка сестры Бен Иш Хай). Ушедший от нас в 2006-м в возрасте 107 лет (или больше?) выдающийся каббалист и праведник рав Ицхак Кадури сам ещё успел поучиться в багдадской ешиве «Мидраш Бейт-Зилха», во главе которой стоял Бен Иш Хай. Крупнейшая сефардская ешива Израиля «Порат Йосеф» заложена по предложению Бен Иш Хай…

Его отец, автор каббалистического трактата «Мидраш Элиягу» рав Элиягу был «даршаном» — толкователем-проповедником еврейской общины Багдада. В 26 лет, потеряв отца, рав Йосиф-Хаим станет вместо него даршаном (1859), а затем — ведущим раввинским авторитетом Багдада и всего Ирака.

Рассказывают, когда мальчику было 7 лет, он провалился в глубокий колодец и спасся чудом — и тогда он принял обет посвятить всю свою жизнь изучению Торы и служению Всевышнему. До 10 лет Йосиф-Хаим учился с другими мальчиками в Талмуд-Тора (ашкеназы называют это хедером), но затем, слишком превосходя остальных учеников, оставляет учебное заведение и начинает индивидуально заниматься со своим дядей, известным раввином. Позже поступает в основанную мудрецом и каббалистом равом Овадьей (Абдуллой) Салехом ешиву «Мидраш Бейт-Злиха», где учится долгие годы. Позже эту ешиву он возглавит. Дочь главы ешивы становится женой Йосифа-Хаима.

Выдающиеся способности юноши обратили на себя внимание довольно рано, женитьба на дочери знатока Торы — косвенное тому свидетельство. Эта традиция веками существует в еврейском мире: лучшие, наиболее талантливые и праведные ученики становятся членами семьи глав ешив. В дальнейшем многие из них будут напарниками или наследниками своих тестей. Раввины подшучивают, что ешива — «семейный бизнес». Только, в отличие от классической коррупции: «как станешь представлять к крестишку ли, к местечку — ну как не пособить родному человечку?», «еврейская коррупция» основана на выборе достойных будущих духовных лидеров народа ещё во время их учёбы.

Первую «респонсу» — ответ на вопрос по еврейскому Закону — Йосиф-Хаим написал в 14 лет! Какими знаниями и уже признанным авторитетом нужно было обладать, чтобы «мальчишка» решился, а спрашивающие были готовы принять его интерпретацию Торы Моше? В течение жизни Бен Иш Хай отвечал на многие тысячи вопросов по еврейскому Закону — письма шли к нему без перерыва и его слово считалось окончательным.

Но особенную славу Бен Иш Хай получил как непревзойдённый проповедник и лектор. Начиная со своих 26 лет он десятилетиями давал субботние лекции («драши») в главной синагоге Багдада, всегда при этом переполненной. Обычно драша длилась часа 3 — и люди слушали, как заворожённые.

2Рав Элиягу Эссас — если кто-то помнит, возглавлявший «еврейское религиозное подполье» в СССР,- недавно написал о том, как он сам начинал изучать труды Бен Иш Хай. «Сразу меня поразила, если можно так сформулировать — их «интеллектуальная мощь» и совершенно свободное владение знаниями Торы. Во всех без исключения областях. Создавалось впечатление, что перед ним были открыты все тысячи и тысячи книг, в том числе — достаточно древние и относительно новые труды всех великих европейских Учителей.»

В драшах Йосиф-Хаим свободно перемежал классические комментарии к недельной главе, точные алахические анализы — и полусказочные мидраши; тексты талмудических дискуссий — с историями из жизни и сочинёнными им самим нравоучительными сказками… Знал он всё это досконально, не зря его перу принадлежит многотомное исследование агады в Талмуде. Имя своё, заменившее в народной памяти данное при рождении: «Бен Иш Хай», он и получил в результате тех лекций. Когда рав Йосиф-Хаим собрал (по памяти — Шаббат!) и издал свои драшот — книга, так названная, приобрела невероятную популярность. Сборник устных лекций стал «кратким сводом еврейского закона», «сефардским Кицур Шульхан арух». По сей день у выходцев из восточных общин существует обычай изучать его ежедневно, после утренней молитвы.

Обратите внимание на отличие между сефардскими и ашкеназскими учителями по отношению к сокрытому, в том числе мистическому знанию. Добиться от «литовского» раввина чего-нибудь такого «сладенького» и каббалистического вам будет непросто. И вовсе не потому, что он не сведущ. Свободнее обращаются с этим хасиды — но не настолько всё ж-таки, как сефарды. В восточную традицию сокрытая, глубинная часть Торы вошла совершенно на тех же правах, что и «открытая Тора».

Многие ашкеназские интерпретации и объяснения Закона основаны на анализе талмудических дискуссий — сефардские также и на каббале. Выводы в деталях нередко получаются противоположными,- так, ашкеназы надевают и снимают тфиллин стоя, из почтения к заповеди, а сефарды сидя, из каббалистических соображений. У ашкеназов кто будет расписывать, где, какая душа, зачем и в кого превратилась — скорее всего или «бизнесмен от», или самоуверенный полуучка; у сефардов — это стандартный материал учёбы. Ученики Виленского Гаона полушёпотом обмолвятся, что душа их учителя — перерождение Моше Рабейну,- а сефард свободно тасует души своих учителей вплоть до воплощения их в героев Танаха.

Не нам судить, кто поступает правильней — и те, и другие идут путём своих учителей, «и то, и то — слова Б-га живого». Когда приходит миг испытаний, рав Кадури ездит на места ожидаемых бедствий, чтобы от них предохранить. Восьмидесятилетний Амшинов Ребе часами стоит в посте и молитве, чтобы не прошли египетские танки. В трёх главных синагогах Иерушалаима всю неделю непрерывно читают псалмы и свитки Торы, пока «лисы пустыни» фельдмаршала Роммеля рвутся к Палестине (как окажется — к Эль-Аламейну). Рабби Цадок постится 40 лет, отодвигая разрушение Второго Храма…

Восток, как известно, дело тонкое. Особенно Восток еврейский. В 1869 году Бен Иш Хай побывал на Земле Израиля. В частности, он провёл несколько дней у горы Мирон, вблизи от могилы полководца Бениягу бен Йегояда — пророка, бывшего главой Сангедрина при царях Давиде и Шломо. В откровении рав Йосиф-Хаим увидел, что он — перевоплощение души Бениягу.

Бениягу, между прочим, шахматистом был. Я привожу в своей книге мидраш о том, как ежедневно сражались они с царём Шломо и, огорчённый неизменными проигрышами, Бениягу решил подшутить и стащил с доски коня. В Талмуде Бениягу постоянно отправляется в разные рискованные приключения; в частности, именно он привёл к царю Шломо на аркане главу демонов Ашмадея и принёс Шамир — существо, созданное на закате шестого дня Творения и способное разрезать камни, как масло. С его помощью был выстроен Храм Соломона, наш Первый Храм. А прежде, когда царь Давид попал в беду, схваченный и связанный братом убитого им великана Гольята (Голиафа),- почувствовав это, Бениягу перепрыгнул через пару стран и разрезал верёвки царя. Встав спиной к спине, они отражают нападение моавитян. Есть и ещё истории, Бениягу бен Йегояда (одно из прозвищ которого: «Бен Иш Хай») — образец мудреца-воина, абсолютно преданного своему повелителю.

Дополнит картину старинный мидраш: Бениягу — перерождение души Элиэзера из Дамасека, праведного чёрного раба нашего праотца Авраама,- миссии которого по сватовству Ривки для сына своего господина посвящено столько страниц Торы. Он же, согласно классическим комментариям, в одиночку победил войско 4-х царей (число указанных учеников Авраама, вышедших на войну, 318 — это гематрия имени «Элиэзер»). А уж если привлечь ещё один, совсем уже провокационный мидраш, так Элиэзер — это великан Ог, переживший Потоп, держась рукою за Ноев ковчег. Однако тут мы попадаем в такие допотопные дебри, где без суперкомпьютера и поллитры делать нечего. Так что я в испуге замолкаю.

2

Я-то замолкаю, а Бен Иш Хай ориентируется в этом, как и во всей остальной Торе, свободно и деловито. Он, гениальный поэт, сказочник и рассказчик, автор более 200 пиютов (духовных гимнов), вполне комфортабельно чувствует себя в высотах мира и души. Многие из его творений вошли в литургию восточных общин, а один, известный каждому, кто хоть раз праздновал Лаг Баомер: «Веомартем ко лехай, Рабби Шимон бар Йохай!» — самый популярный гимн этого огненного праздника. Вообще, литературный талант его как популяризатора не уступал его же таланту каббалиста — им созданы книги, объясняющие сложнейшие и тончайшие материи простым красочным языком,- в частности, через жизненные аллегории и притчи. Например, такая (сокращаю).

«У одного шейха был замечательный мул, славящийся красотой, послушанием и быстротой бега. Об этом прослышал другой шейх и возжелал его очень сильно. Но хозяин ни за что не соглашался расстаться с любимым животным. Тогда решил шейх добыть желаемое обманным путём. Заслышав стук копыт мула, злодей под видом нищего распростёрся на дороге. Хозяин мула спешился и обеспокоенно подошёл к несчастному. Но тот вскочил, взобрался на мула и стремительно поскакал прочь. Шейх всё же крикнул вдогонку: «Постой! Послушай, что я тебе скажу!». Похититель остановился и повернулся в седле. «Вор! Похитив моё сокровище, ты не только лишил меня драгоценного мула, но и побудил в дальнейшем не проявлять милосердия к несчастным. И другие путники, услышав о том, что ты сделал, будут опасаться помогать людям на дороге. Ты, по сути, уменьшил проявление Милосердия во всём мире!»

Его слова произвели на вора сильное впечатление. «Из-за моего обмана люди перестанут помогать умирающим от жажды в пустыне, будут подозревать, что это разбойники. Проедут мимо и человек умрёт!». Наконец он раскаялся в грехе и вернулся к ограбленному.

«Уважаемый! Я обманул тебя и украл мула, я виноват в уменьшении Милосердия в этом мире! Я очень сожалею о своём поступке и поспешил вернуть тебе мула как можно скорее! Прошу, прости меня!»
Шейх был поражён мужеством этого человека. Он встал и со слезами на глазах обнял его. «Дорогой мой человек! Я вижу, что твоё раскаяние искренне. Я не только прощаю тебя, но я даю тебе своего мула в подарок. Ведь, благодаря твоему раскаянию, ты возвратил поток Милосердия в этот мир!»

Сам Бен Иш Хай многое сделал, чтобы увеличить в этом мире Милосердие. Его стараниями Б-жественный Закон стал распространён шире и объяснён точней и детальней — при этом понятным для каждого языком. Мистические истории и понятия высших миров заговорили у него, как и у рава Нахмана из Брацлава, на языке сказки,- не теряя своих глубин. Можно сказать, что он сумел соединить землю и небеса.

Мудрец покинул нас 13 Элуля (19 августа) 1909 года, сразу после посещения могилы пророка Йехезкеля в иракской деревне Аль Капиль. Видимо, душу позвали домой. За гробом его в Багдаде шли десятки тысяч евреев и тысячи иноверцев — этого человека, мудреца, праведника и чудотворца, почитали все. Есть полуподпольная версия, что вскоре его тайком перевезли в Иерушалаим и перезахоронили на Масличной горе. Издано более 40 его книг, ещё около восьмидесяти по сей день остаются в рукописях. Новые встречи с Бен Иш Хай нам ещё предстоят.

3

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора