Еврейская судьба ядерной эпохи

Недавно в издательстве «MirCollection» вышла новая книга Генриха Голина «Ядерная Сага: Герои и Антигерои».

Предлагаем вашему вниманию фрагмент из этой книги.

… Повествуя о ядерной эпопее, отметим роль и значение учёных и специалистов еврейской национальности в области науки и техники. Вот их имена и конкретный вклад каждого из них. Альберт Эйнштейн — открыл закон взаимосвязи массы и энергии (формула Е= мс(2)), послуживший основой для ядерной энергетики; подписался под письмом президенту Рузвельту, положившим начало работы над атомным оружием в США.

Нильс Бор — разработал теорию атома и атомного ядра; являлся научным консультантом Манхэттенского проекта по созданию атомной бомбы.

Лизе Мейтнер — объяснила опыты по расщеплению ядер урана в результате их бомбардировки нейтронами; предсказала цепную ядерную реакцию деления урана.

Лео Сцилард — вместе с Ферми руководил строительством первого ядерного реактора; был инициатором начала работы над ядерным оружием в США; автор знаменитого письма Эйнштейна президенту Рузвельту.

Роберт Оппенгеймер — научный руководитель Манхэттенского проекта и лабораторий в Лос-Аламосе; «отец атомной бомбы».

Эдвард Теллер — активный участник Манхэттенского проекта по созданию

атомного оружия, «отец водородной бомбы»; решал проблему управляемого термоядерного синтеза.

Юджин Вигнер — работал в металлургической лаборатории над созданием и усовершенствованием первого ядерного реактора; член Комиссии по атомной энергии США.

Юлий Борисович Харитон — научный руководитель теоретического отдела атомного проекта; один из первых дал расчёт ядерного цепного процесса в уране.

Альберт Эйнштейн и Эдвард Теллер
Альберт Эйнштейн и Эдвард Теллер

Яков Борисович Зельдович — теоретически обосновал подходы к решению проблем ядерной энергетики; участвовал в создании атомного термоядерного оружия.

Виталий Лазаревич Гинзбург — участвовал в создании термоядерного оружия; предложил идею использования изотопа лития в водородной бомбе.

Лев Андреевич Арцимович — научный руководитель исследований по созданию управляемого термоядерного синтеза; проводил работы на термоядерных установках «Токамак».

Все эти учёные создавали ядерную физику и принимали участие в разработке атомного и водородного оружия. Но это только имена «генералов» эпопеи; десятки не названных мною учёных и специалистов-евреев успешно участвовали в этом проекте. В Советском Союзе им было нелегко: препятствия при поступлении в престижные институты, при приёме на работу даже с небольшой долей «секретности»… Читателю всё это хорошо известно. И всё же приведу поразительный пример государственного антисемитизма во времена, когда создавалось ядерное оружие в Советском Союзе.

Перед вами документ, помещённый в книге: «Россия — ХХ век. Документы. Государственный антисемитизм в СССР от начала до кульминации. 1938-1953». Это письмо заведующего Отделом науки и высших учебных заведений ЦК ВКП(б) Ю.А. Жданова секретарю ЦК ВКП(б) тов. М.А.Суслову. Письмо имеет название: «О подборе и расстановке научных кадров в Академии Наук СССР» и датировано 23 октября 1950 года. Я привожу это письмо почти полностью, чтобы читатель познакомился с именами учёных-физиков и химиков. Большинство из них принимали участие в атомном проекте.

Позвольте вначале дать небольшую справку об авторе и получателе этого письма для тех, кто незнаком с этими именами. Юрий Андреевич Жданов -сын одного из вождей Советского Союза, идеолога большевизма, оставившего в памяти людей сталинские чистки, борьбу за «социалистический реализм» в литературе, в частности, критику Анны Ахматовой и Михаила Зощенко, которого назвал «подонком литературы», нападением на Д.Д. Шостаковича и других деятелей искусства. Сам Юрий Жданов — философ и химик по образованию — прожил непростую жизнь, некоторое время занимал должность заведующего идеологическим отделом ЦК КПСС, в 1949 году женился на Светлане Аллилуевой, став зятем Сталина, а после смерти вождя был «откомандирован» в Ростов. Там защитил кандидатскую, а затем докторскую диссертацию по химии, был ректором Ростовского университета.

Что касается М.А.Суслова, то люди интеллектуального труда буквально содрогались при имени «серого кардинала». Он был поразительно консервативен во всём, люто ненавидел любые проявления свободомыслия и либерализма. Его восхождение началось с должности главного редактора газеты «Правда» в сталинские годы. Затем он получал высшие посты в ЦК КПСС в течение многих лет вплоть до кончины в 1982 году в возрасте 80 лет. Был «вторым человеком» во времена правления Брежнева.

Создатель водородной бомбы академик Дмитрий Сахаров
Создатель водородной бомбы академик Дмитрий Сахаров

В письме читатель встретится с откровенным государственным антисе-митизмом. Автор письма как бы подсказывает высшему начальству наказать учёных. Однако дело, по-видимому, не пошло, так как Сталин и Берия хорошо понимали, что без этих физиков не будет атомного оружия в нашем бывшем отечестве. Кстати, подобные письма почти с тем же содержанием писал и отправлял «наверх» хорошо известный физик Дмитрий Дмитриевич Иваненко, которого «ни в какую» коллеги-академики не хотели допускать в Академию Наук. Итак, письмо:

«Жданов — Суслову… В руководимом Ландау семинаре по теоретической физике нет русских. Среди руководящих научных сотрудников лаборатории технических применений (где создавались атомные проекты — Г.Г.) половина евреев, нет ни одного коммуниста. Рассчётная группа, возглавляемая доктором физико-математических наук Мейманом Н.С., укомплектована лицами еврейской национальности. В составе работников группы только один член ВКП(б) (в этом коллективе решались все математические проблемы,связанные с атомным и водородном оружием — Г.Г.). В руководстве лабораторией Института физической химии, в которой ведутся работы по специальной тематике (т.е. по ядерной физике и атомному оружию-Г.Г.), евреев около 80%. Все теоретики института — Мейман, Левич, Волькенштейн, Тодес, Олевский — евреи… Бывший директор Института академик Фрумкин ( Александр Наумович Фрумкин — выдающийся специалист в области физической химии — был отстранён от должности директора Института в 1949 году во время начала кампании по борьбе с космополитизмом, с 1942 года был активным членом Еврейского Антифашистского Комитета. К счастью, вскоре снова возглавил Институт физической химии — Г.Г.) и его заместитель Дубовицкий создали круговую поруку и семейственность. За период с 1943 по 1949 г.г. под руководством Фрумкина, Рогинского и Ребиндера подготовили докторские и кандидатские диссертации 42 человека, из них евреев 37 человек. В Физическом институте имени Лебедева (знаменитый ФИАН, где работали академики Тамм и Сахаров — Г.Г.) из 19 заведующих лабораториями русских 26%, евреев 53%. В оптической лаборатории, руководимой академиком Ландсбергом, в составе старших научных сотрудников русских — 33%, евреев — 67%… В некоторых отраслях науки сложились монопольные группы учёных, зажимающих развитие новых научных направлений и являющихся серьёзной помехой в деле выдвижения и роста молодых научных кадров. Так, например, среди теоретиков-физиков и физико-химиков сложилась монопольная группа: Ландау, Леонтович, Фрумкин, Гинзбург, Лившиц, Гринберг, Франк, Компанеец, Мейман и др. Все теоретические отделы физических и химических институтов укомплектованы сторонниками этой группы, представителями еврейской национальности. Например, в школу академика Ландау входят 11 докторов наук, все они евреи и беспартийные: Лифшиц, Компанеец, Левич, Померанчук, Смородинский, Гуревич, Мигдал, и др. Сторонники Ландау во всех случаях выступают единым фронтом против научных работников, не принадлежавших к их окружению. Ландау и его сторонниками были охаяны работы проф. Терлецкого по теории индукционного ускорителя и теории происхождения космическихлучей, имеющие серьёзное научное и практическое значение.

Постепенно подозрительность ко всем иностранцам и «евреям — шпионам» внутри страны превратилась в хроническую болезнь не только Сталина, но и всей страны. Началась эпоха борьбы с космополитизмом, мишенью которой стали в основном евреи. Клеймили всё: генетику, кибернетику, «физический формализм», имея в виду квантовую механику и теорию относительности. Потом взялись за национальную «чистоту» в науке и искусстве, то есть в конкретных людях… Весь накал этого безумия хорошо виден на примере отношения к Эйнштейну не только со стороны политиканов, но и людей интеллектуального труда. В печати, в том числе и научной, его называли идеалистом и «прислужником империализма». С его теориями боролись советские философы «под знаменем» диалектического материализма. Но и среди физиков находились «борцы — добровольцы» за освобождение науки от «релятивизма», хотя на самом деле двигали ими зависть и антисемитизм. Мой научный руководитель и друг нашей семьи, московский профессор, написавший множество учебников физики, Борис Михайлович Яворский рассказал мне о курьёзном случае, произошедшем в его студенческие 30-е годы прошлого столетия. Он с энтузиазмом шёл на свой первый экзамен по механике. Экзамен принимал один из столпов физического факультета МГУ профессор А.К. Тимирязев — сын того самого «великого преобразователя природы», чей памятник высится у Никитских ворот в Москве. Всё шло хорошо до того момента, как студент упомянул теорию относительности и имя Эйнштейна. Профессор побагровел, в истерике бросил зачётку студенту в лицо и выгнал с экзамена. Традицию антирелятивизма и антисемитизма в МГУ поддерживали во все времена. В годы перестройки это приняло форму «антиэйнштейнианства».

Особенно злобствовал академик А. Логунов — ректор МГУ (в эпоху перестройки преподаватели и студенты выразили ему недоверие), и физик — атомщик А.Тяпкин. В книгах и статьях, на научных конференциях и семинарах при любой возможности они заявляют, что роль Эйнштейна в науке незначительна, она сводится лишь к простому методическому оформлению, что эту теорию создали Лоренц и Пуанкаре. Если Логунов ограничивался «научными» дискуссиями, то Тяпкин переходил непосредственно на личность Эйнштейна, открыто проявляя антисемитские настроения. Их не останавливали гневные публичные высказывания академика, лауреата Нобелевской премии Виталия Лазаревича Гинзбурга, который сравнивал поведение Логунова и Тяпкина с действиями физиков-нацистов Ленарта и Штарка. Вспоминаю представительный симпозиум «Основания физики» в Сочи в 1989 году, участником которого мне довелось быть. Выступает Тяпкин. Он рассказывает, как «предприимчивый молодой человек из швейцарского патентного бюро выуживает (!) научную информацию у своих клиентов и достигает успеха в плагиате чужих мыслей благодаря пронырливости и другим качествам, свойственным его национальности». Я записывал выступление Тяпкина; часть аудитории недоумённо оглядывалась, некоторые одобрительно улыбались. Потом выступил академик Аркадий Бейнусович Мигдал, который посвятил Тяпкину только одну фразу; он привёл русскую поговорку: «У кривой Евдокии все такие» и перешёл к физике. Я наблюдал за Тяпкиным. Он согнулся и покраснел. Ленарт и Штарк плохо кончили. После разгрома фашизма они оказались в изоляции, ни один порядочный физик не протянул им руку, их имена старались не упоминать. Чем и как закончат тяпкины?

Но были и другие люди в Советском Союзе, которым были чужды и неприемлемы проявления антисемитизма, и по мере возможностей они мужественно боролись с этим позорным явлением. Приведу пример — ещё один штрих к портрету не только выдающегося учёного, но и настоящего русского интеллигента Петра Леонидовича Капицы. Один из его близких друзей — выдающийся актёр и общественный деятель Соломон Михоэлс -попросил его выступить на антифашистском митинге представителей еврейского народа в Москве 24 августа 1941 года. Приведу отрывок из его выступления: «… Мировая наука и искусство в своём развитии многим обязана еврейскому народу. В силу исторически сложившихся обстоятельств уже два тысячелетия евреи распылены по всем странам. Поэтому их работа тесно связана с той страной, в которой они живут. Это увеличивает интернациональный характер их творческой деятельности и их влияния на мировой прогресс. Но именно такое положение часто ставит их под угрозу жестоких репрессий. Когда какая-нибудь страна переживает наиболее тёмный, реакционный период, то власти провоцируют гонения на евреев.

Вызывая в массах наружу самые низкие инстинкты, организуя еврейские погромы, они стараются отвлечь внимание народа от истинных причин тяжёлого положения страны. Не имеет прецедентов в истории человечества то, что происходило за последнее десятилетие в Германии…». А вот отрывок из его письма к матери, которое он написал 30 мая 1933 года из Англии, где он тогда жил и работал: «… Сейчас мне приходится иметь дело с немецкими профессорами-евреями, которых вышибли из Германии. Их масса, и им необходимо оказать помощь и приют. Хуже всего достаётся еврейской молодёжи, которая не успела сделать себе научного имени, их положение прямо трагично». Капица не ограничился одним сочувствием. Он совместно со своими друзьями устраивает молодых еврейских учёных в университеты и лаборатории не только в Англии, но и по всей Европе и Америки. Это спасло многих выдающихся ученых для мировой науки.

Ленинградский физик Виктор Френкель — сын выдающегося физика — теоретика Якова Ильича Френкеля и большого друга Капицы — в своих воспоминаниях о встречах с учёным приводит его рассказ: «Вы знаете, я недавно был в ГДР, и меня принял президент их Академии наук. Я его спрашиваю: «Почему у вас в Германии так слабо сейчас развита теоретическая физика?». Он отвечает, что не знает. «А я знаю, — говорю ему. — Потому что вы в 30-е годы выгнали всех еврейских физиков!».

Вскоре после окончания войны Капица от имени советского правительства обращается к Эйнштейну с предложением приехать и работать в Советском Союзе. В ответном письме на имя Сталина, полученном Министерством иностранных дел в июле 1946 года, Эйнштейн поблагодарил за приглашение и пообещал подумать, если Сталин ответит на несколько вопросов: 1. Почему еврейские учёные не допускаются к высоким должностям? 2. Почему ставятся абсолютно ненужные препятствия на пути еврейских учёных и специалистов? 3. Почему такие выдающиеся еврейские профессора — медики (приводились конкретные фамилии) не были избраны в недавно созданную Академию медицинских наук?

Интересна судьба этого письма. Получив письмо, Молотов обратился к министру внутренних дел для немедленной проверки случаев, упомянутых в письме Эйнштейна. В результате, несколько начальников высокого ранга были сняты со своих постов по обвинению в антисемитизме. Профессора, чьи имена были названы Эйнштейном, были избраны в Академию. Несмотря на это, учёный остался в Принстоне. Можно ли поверить в эту историю, когда в стране социализма после войны начала разворачиваться кампания по «окончательному решению еврейского вопроса»?

Чувство зависти движет новой волной антисемитизма не только у радикальных исламистов, но и в странах цивилизованной Европы. Напомню осуждение великим Эйнштейном гитлеровского режима и всех антисемитов в преддверии Второй мировой войны: «В прошлом нас преследовали вопреки тому, что мы народ Библии; ныне, однако, гонения обрушились именно потому, что мы народ Библии. Зловещий замысел заключается в том, чтобы стереть с лица Земли не только нас самих, но и развеять вместе с нашим прахом заключённый в Библии и христианстве дух основу цивилизации в Центральной и Северной Европе. Если эта цель будет достигнута, Европу ожидает участь безжизненной пустыни, ибо жизнь человеческого сообщества не способна сколько-нибудь долго зиждеться на грубой силе, жестокости и ненависти». Эйнштейну не удалось увидеть как демографический вакуум, возникший в Европе в результате Холокоста, в наши дни заполняется пришельцами из Ближнего Востока, принесшими в том числе глобальный терроризм во все части нашей планеты. Сегодня становится реальной глобальная ядерная война. Десяток стран имеют в своём арсенале ядерное оружие и среди них Северная Корея (полный аналог страны Советов 30-50 годов прошлого века), коммунистический Китай, Пакистан … Прогнозы Эйнштейна полностью оправдываются…

Ю. Жданов».

Генрих ГОЛИН

Книгу можно приобрести в книжном магазине «Санкт-Петербург», в издательстве “MirCollection” по адресу: 8700 25 Ave., Suite 6G, Brooklyn, NY 11214, а также у автора. Тел.: 718-265-1384.

21

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 4,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора