Владимир Гольдшмидт
Число израильских ученых — лауреатов нобелевской премии, хотя и медленно, но увеличивается, что является свидетельством передовых достижений израильской науки и растущего потенциала её академических и исследовательских институтов.
Ниже перечислены израильтяне, лауреаты нобелевских премий только в области науки и культуры (следует уточнить, что для некоторых из них, альма-матер, не только Израиль). О политиках, лауреатах нобелевских премий «мира», вспоминать не хочется.
Итак:
Писатель Шмуэль Иосеф Агнон (1966), за «глубоко оригинальное искусство повествования, навеянное еврейскими народными мотивами» (романы «Свадебный балдахин» и «Ночной гость»).
Израильско-американский психолог Даниэль Каэнман (2002), за открытия, связанные с исследованием механизмов принятия решений в ситуации неопределенности, когда человеческие решения могут расходиться с
решениями, предсказанными стандартной экономической теорией.
Биохимик, профессор Аврам Гершко (слева) и биолог, профессор Аарон Чехановер (2004), за «открытие одного из самых важных циклических клеточных процессов: регулируемый распад белков в клетке, важных для понимания клеточных причин возникновения рака и других серьёзных заболеваний.
Израильско-американский физик, профессор Дэвид Гросс (2004) год за разработку «теории струн». Д. Гросс американец, но вырос в Иерусалиме и закончил там среднюю школу и Еврейский университет, поддерживает самые тесные
связи с израильскими научными центрами.
Экономист и математик, профессор Роберт Исраэль Ауман (2005) за разработку теории интерактивных взаимодействий, ведущей к пониманию конфликтов и сотрудничеству между странами, индивидами и организациями. Р. И. Ауман считает, что «результаты всевозможных соревнований и споров между народами или странами могут быть подвергнуты математическому анализу».
Кристаллограф, профессор Ада Йонат (2009) за исследования структуры и функций рибосомы — сложного комплекса молекул, который обеспечивает трансляцию генетической информации из молекул ДНК. На основе её открытий, создаются новые антибиотики, к которым бактерии не могут привыкнуть, генно-инженерный инсулин, а в будущем и новые методы лечения некоторых видов рака.
Физик и химик, профессор Даниэль Шехтман (2011) за открытие квазикристаллов — одной из форм организации структуры твердых тел.
Израильско-американский биохимик и биофизик Арье Варшель (2013) за «компьютерное моделирование», совместно с Майклом Левиттом и
Мартином Карплусом.
Израильско-британско-американский биофизик, профессор Майкл Левитт (2013) за «компьютерное моделирование» области структурной биологии.
Вместе с тем, как полагают некоторые учёные, Израиль лишает евреев «нобелевского» потенциала. Как опубликовало издание The Marker, израильский нобелевский лауреат Дан Шехтман, выступая на конференции «70 лет израильской экономики», призвал аудиторию задуматься над вопросом, почему израильские ученые получили лишь 10 из 180 Нобелевских премий, завоеванных евреями, при том, что в стране живет половина мирового еврейства.
Профессор Д. Шехтман полагает, что главными причинами «отставания» израильских евреев — учёных в сфере высших научных достижений являются недостаточные инвестиции в образование и невыполнение закона об обязательном среднем образовании.
И в этом он прав.
Так, правительство позволяет целому сектору населения безнаказанно лишать своих детей базовых научных знаний. К светским родителям применяются жесткие санкции за непосещение ребенком школы, за лишение его необходимого общего образования. В то же время ультраортодоксальным евреям правительство разрешает оставлять своих детей без элементарных знаний и навыков, необходимых для жизни в современном мире.
При этом, доля детей этого сектора, получающих несовременное образование, постоянно растёт. Молодые люди, выросшие в ультраортодоксальной среде, оказавшись совершенно неготовыми к жизни в современном мире, иногда обращаются в суд с требованием к государству компенсировать их неполноценное образование, хотя в основном, виновными являются их среда и их родители.
В определённой степени виновно и государство, снимая с себя ответственность за такое положение: закон о всеобщем обязательном образовании должен исполняться в полном объёме.
Профессор Шехтман:
«Родитель, не посылающий ребенка в школу, совершает над ним насилие и должен быть наказан по закону».
Кстати, уже не первый год Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) призывает правительство Израиля принять неотложные меры к преодолению большого разрыва между секторами в сфере образования.
В недавно опубликованном отчёте этой организации о состоянии израильской экономики отмечается, что в целом она сильна и динамична. Вместе с тем, дефицит квалифицированной рабочей силы превратился в главный тормоз израильской экономики, израильский хай-тек, страдающий от нехватки кадров, достиг своего «потолка» и больше не является флагманом экономического роста, в том числе и из-за того, что ~ 45% израильских детей учатся в секторальных школах, не дающих полноценного образования.
Производительность труда остается низкой, хай-тек в последние восемь лет растет медленнее, чем остальные отрасли. Причину этого, авторы отчёта видят в исчерпании качественных трудовых ресурсов. Хай-тек страдает от острого дефицита специалистов.
Чтобы сохранить свои позиции «нации старт-апов», Израиль должен повысить качество школьного и высшего образования и интегрировать в современные сектора экономики харедим доля которых в составе населения быстро растет.
Президент Всемирного Еврейского Конгресса (ВЕК) Рон Лаудер, в преддверии 70-летия Израиля, опубликовал в New York Times статью о своей тревоге за будущее еврейского государства. Одна из причин — капитуляция Израиля перед религиозными экстремистами и растущая неприязнь между ним и евреями диаспоры.
К сожалению, израильская система образования по-прежнему не справляется с застарелыми проблемами. Ультраортодоксальный сектор тянет ее вниз, а развитые страны Запада, в этом смысле, пока остаются для Израиля недостижимым идеалом.
Такой печальной ситуации потворствует Кнессет, утвердив закон об отмене обязательного изучения общеобразовательных предметов (математики, физики, английского и других базовых предметов) в ультрарелигиозных школах.
Согласно докладу института «Шореш», опубликованному перед началом 2018-го учебного года, Израиль занимает предпоследнее место по качеству среднего образования среди 25 развитых стран. И, хотя, юные израильтяне недавно продемонстрировали отличные результаты на международных олимпиадах по математике и физике, проходивших в Бразилии и Индонезии, вместе с тем. израильские школьники резко отстают от своих западных сверстников в умении строить стратегию решения задач. При этом, государственные расходы на одного ученика сокращаются в Израиле уже 17 лет подряд, имеются проблемы с качеством преподавания, количеством учеников в классах и пр. и пр..
Вместе с тем, Израиль входит в число мировых лидеров во многих областях, таких как хай-тек, ядерная энергетика, медицина, фармакология, сельское хозяйство, биохимия, авиационно-космическая техника, вооружения. Израильские ученые известны выдающимися результатами в физике, математике, экономике, биологии, археологии и пр.
Однако, не меньше проблем в Израиле и в системе высшего образования, хотя израильский академический сектор занимает одну из верхних ступеней мирового рейтинга по проценту обладателей академической степени, активно сотрудничает с научными учреждениями и вузами Европы и США, участвует в новых разнообразных программах исследований.
Чуть ли не 100% израильских научно-технических статей, публикуются в зарубежных журналах, чему немало способствовали русскоязычные учёные-репатрианты.
И всё же, академический сектор сталкивается с определенными трудностями: утечкой мозгов, усиливающейся конкуренцией, постоянной необходимостью улучшать качество образования и пр. Многие молодые израильтяне хотели бы получить образование в престижных зарубежных (в частности, американских, английских) университетах.
Система высшего образования в Израиле включает в себя разные типы учебных заведений и предусматривает возможность свободного перехода студентов из одного вуза в другой. Тем не менее, зачастую появляются требования об улучшении качества обучения, увеличения государственных ассигнований университетам, стимулирования научно-исследовательской деятельности.
Что касается количества студентов-ультраортодоксов, то оно постепенно, хотя и медленно, растёт. Так, рост числа студентов-ультраортодоксов, изучающих информатику и программное обеспечение, превысил в последние годы 120%, но составляет очень небольшой процент от общего числа студентов факультетов компьютерных наук.
В общем, проблемы высшего образования в Израиле, как и многие другие местные проблемы, это проблемы быстро развивающейся, но обладающей достаточно ограниченными ресурсами страны, находящейся в очень сложной географо-политической обстановке, окруженной не очень толерантными соседями.
Таков краткий анализ и таковы проблемы, возможно, приведшие к результату, отраженному в заголовке этой заметки.
Авторский блог
Март 2018
Нельзя также забывать о психологически доказанном феномене, что малость пространства порождает узость мышления. И чем меньше территория, чем более однообразны ее география, ее природа и ландшафты, ее культура и архитектура, тем более убогим становится мышление. Возможно, в этом и скрыт частичный ответ на вопрос, почему в Израиле, где так много евреев (которым даже антисемиты не отказывают в уме и таланте), так относительно мало выдающихся интеллектуалов, Нобелевских лауреатов и чемпионов мира: Спиноз и Эйнштейнов, Каспаровых-Вайнштейнов, Оппенгеймеров и Фрейдов, etc.? Особенно, их мало, в нашей политической элите. Зато, много деятелей «местного разлива» (как их называют здешние остряки — «шекель вахеци»), много лавочников, базарных зазывал и откровенных бездельников.
Очевидно именно в силу оченно большого размЭра, и разнобразия пейзажев, Россия так удачно «лидирует» в мире. Особенно в сопоставлении тех же израильских и русских ракетных систем.(;-)))