— Уважаемый рав Эссас, ответьте, пожалуйста, на волнующий меня вопрос: как избавиться от привязанности к деньгам?
— Признаться, не очень хорошо представляю себе, какой смысл Вы вкладываете в понятие «привязанность к деньгам». Всем (и Вам, в том числе), полагаю, ясно, что деньги — естественная составляющая человеческого существования. Однако Вас беспокоит именно некая «привязанность» к ним. И в этой связи могу предположить, что Вы, возможно, подразумеваете некую зависимость от денег, когда человек слишком много думает о них. Или, может быть, имеете в виду некое мировоззренческое преклонение перед ними — когда человек осознанно или подсознательно (от этого, правда, не легче) придерживается мнения, что деньги способны решить, если не все, то, во всяком случае, большинство проблем. Что, стоит только заиметь их в достаточном количестве — удачной сделкой, финансовой авантюрой или выигрышем в лотерею — и ты уже, как говорится, «в раю». Тут я, безусловно, несколько утрирую. Настолько наивно и глупо мало кто мыслит. Хотя есть и такие люди.
Что говорят о деньгах наши Учителя?
Приведу здесь два важных высказывания. Первое: «Есть у человека 100 — он хочет 200». То есть они, наши Учителя, как будто бы предрекают нам бесконечную погоню за деньгами. И даже — «финансовое рабство». Потому что ситуация, на первый взгляд, может показаться безысходной. Сколько бы у тебя не было, ты хочешь вдвое больше… И это говорят Учителя Торы! Как такое может быть? Но вот, мы находим другое высказывание: «Кого можно назвать богатым человеком? — Того, кто радуется своему (в том числе и материальному) положению». Возникает вполне закономерный вопрос: как сочетаются эти два совершенно противоположных, казалось бы, высказывания наших Учителей. С одной стороны, «есть у него 100 — хочет 200», с другой — «радуется тому, что у него есть»?
Однако совместить эти два изречения совсем несложно. Все ставят на место два ключевых слова во втором из них. Эти слова — «богатство» и «радость».
Тот, кто радуется своему реальному положению, не просто принимает его как данность, но понимает, что на данном этапе это хорошее положение, что все так, как и должно быть, по справедливости. Когда человек рад тому, что у него есть, это означает, что он живет хорошо. И более того, он уже — богатый человек. С другой стороны, нужно знать, как устроен мир, и помнить, что Всевышний ожидает от нас, чтобы мы приумножали свои добрые дела, приумножали выполнение заповедей, а также зарабатывали на кусок хлеба честным, законным путем. Ведь честно, на законных основаниях заработанные деньги — основа и фундамент выполнения величайшей нашей заповеди. Говорю о заповеди — давать цдаку, на что мы, как известно, даже в трудных ситуациях отделяем 10 процентов от дохода. Когда же положение улучшается — 20 процентов, а иногда и больше. И отдаем «не вообще», «когда-нибудь», но систематически, постоянно. Скажем — ежемесячно. И это наша непреложная обязанность.
Как мы теперь, поняв смысл удивительной формулы, открывающей нам, как быть богатым и счастливым, — воспримем высказывание наших Учителей «есть у него 100 — он хочет 200»? Если учесть эту формулу, становится ясным, что Учителя, говоря о постоянном (пусть и далеко не всегда очевидном) стремлении человека иметь больше, чем у него есть, подразумевают некое внутреннее побуждение, уберегающее нас от лени, желания жить за чужой счет. И главное, что оно, это побуждение, не эгоистично (когда человек жаждет положить больше денег в собственный карман), но возвышенное и возвышающее, стимулирующее к тому, чтобы получить возможность больше денег ежемесячно (а то и ежедневно) отдавать на правильные, благородные цели. В этой ситуации он думает о том, как увеличить сумму цдаки.
И тогда деньги начинают, условно говоря, «окрашиваться в другой цвет». Вместо того чтобы быть рабом денег, человек становится их хозяином, распорядителем.
Рав Элиягу ЭССАС
evrey.com