Мидраши называют два основных сценария прихода Машиаха, условно их можно обозначить как «Песах» и «Суккот». Вариант «Песах» – Создатель, после всех испытаний, раскрывается нам и нашим угнетателям и могучей рукой выводит свой народ из рабства. «Суккот» – происходит Освобождение в результате тяжелейших потрясений, о которых говорят читаемые в праздник Суккот тексты Танаха – война, разрушения, грозные предзнаменования… Скажем, Виленский Гаон описывает этот сценарий как «8-минутная война со страшными разрушениями».
Но не будем сейчас о «прогрессивных технологиях», предсказанных мудрецом более 200 лет назад. Тем более, что цитирует и интерпретирует он классику, – то, что нам известно от седой древности. В частности, от пророков Иехезкеля, Амоса и Нехемьи. Ну а тем – по Традиции от Синая или же непосредственно от Хозяина всего сущего.
Не забудем лишь, что сами имена этих «маршрутов» вполне условны. Есть у нас такой «Принцип веры», Рамбам даёт ему двенадцатый номер в своей системе из тринадцати: «жди его (Машиаха) каждый день, хотя он и задерживается; (будь уверен) что он придёт». А это значит, что вовсе не обязательно Всевышний, как советский или корейский генерал, обязан одерживать победы к революционным датам. Но впрочем…
Все наши праздники – это не юбилеи, не воспоминания о некогда произошедшем и канувшем затем в реку времени. Природа их – это обновление, пробуждение жизненных энергий, воплотившихся некогда в масштабные события. Уж точно, что Песах, «время свободы нашей», удачно может быть выбран небесами для соразмерного ему, но ещё более масштабного действа.
Напомню популярную агаду. Идут раввины по местам разрушений недавней войны – и видят лисицу, бегущую там, где прежде находилась Святая Святых Храма. Все плачут, а рабби Акива радуется: «раз сбылось предсказание о том, что лисы станут играть на месте разрушенного Храма – значит, сбудется и предсказание о том, что Всевышний восстановит Храм и соберёт в нём наш рассеянный народ!».
Сказано давно, что время перед Освобождением будет подобно родовым схваткам. Чем ближе роды, тем схватки чаще и сильней; ещё не завершилась одна неприятность, как вдогонку ей налетает другая. Со всех сторон слышишь сейчас о болезнях, авариях, о каком-то непрерывном хаосе – «мелком бесе», ставящем палки в колёса всем нашим «велосипедам», ворующем время и внимание. Есть игрушки помасштабнее: не успели огорчиться уходу Евтушенко, поэта, которому, пожалуй, больше всех иных обязан благодарностью наш народ – как прилетели «новости» из Петербурга, города моей молодости. Сразу же, покуда не очухались – наклюнулась очередная «мирная конференция», обязывающая и связывающая, как принято издавна, только Израиль. Причём при дружественном американском президенте, организаторе её, отвертеться от участия Израилю будет куда сложнее.
Это помимо привычного, можно сказать, «родного» – взаимовзрываний и газом-потравлений в Сирии с Ираком; однообразных, менее, к счастью, пока «эффективных» израильских ножеваний-наездов; помимо захватов в Африке, ураганов, землетрясений, расстрелов придурками посторонних, растущей тупости СМИ, идиотизма американской и международной политической жизни; помимо оголтелого «либерализма», дошедшего, строго и буквально по Гегелю, до «отрицания самого себя».
В общем – в мире, одолжив формулочку у Недопохороненного, «революционная ситуация»: «верхи не могут» править по-прежнему, «низы не хотят» по-прежнему жить. А тем, кто сомневался, факт сей очевидный растолковали, хочется надеяться, последние американские выборы.
Время сейчас, когда пишу я, за немногие дни до праздника Песах – какое-то суматошное и беспорядочное. Ответьте сами себе, дорогой читатель – так ли это для Вас? А не кажется ли Вам, что турбулентное сиё пространство – это «лисица на холме»? И что достойно в такие времена как переживать за нас, сидящих в болоте под торнадо – так и радоваться, ожидая, «что сбудется и другое пророчество» и раскроется Мессия, которому будет поручено вернуть человечеству человеческий облик.
Давайте на минутку задумаемся, отчего главное действо Праздника Освобождения – он же Праздник Рождения еврейского народа – называется «седер», порядок? Ритуал его строго очерчен и, хотя есть в нём место для программы произвольной, скажем, обсуждаемых тонкостей Агады и выбора блюд на столе – но расположены они вокруг однозначно вычерченной Традицией линии. Настолько вычерченной, что даже ребёнок должен в самом начале Седера с удивлением спросить четыре вопроса – о том, чего он ещё не видел!
И родилась у меня идея, которой спешу поделиться с вами. А вы уж судите, насколько она приемлема и может ли пользу принести. Так вот, Тора в моём понимании штука хоть и парадоксальная, но прямая и логичная. Если Освобождение соединилось для нас с Седером, то есть с порядком – значит, это освобождение от того, что порядку противостоит. От хаоса. А хаос, для человека наиболее несомненный – это ощущение всей своей жизни и всего мира как набора бессмысленных, ни к какой цели не направленных случайностей.
Вот этому-то и противостоит Седер. От позора к величию, от рабства к свободе, от идолопоклонства, служения разным самодостаточным силам – к ощущению осмысленности и гармонического единства всего сущего, созданного и направляемого единым, добрым, всезнающим и любящим нас Творцом. Ибо настоящая свобода – это отнюдь не «осознанная необходимость, кому ты оную максиму нем приписывай – Аристотелю, Спинозе, Гегелю, Энгельсу… – а наличие в твоём бытии цели и смысла. Свобода истинная – это свобода от бессмыслицы.
Согласитесь, как может быть свободен человек, живущий, ему представляется, от одной чёрной вечности – до пустоты другой? От рождения (непонятно почему) – до неизбежной и окончательной смерти. Да он же полнейший раб неизбежности, слуга Всевластного Рока – и без малейшей надежды на оплату своих стараний! Такая безнадюга, такое рабство никакому древнему греку с его Роком и Парками, рекой Летой, страною теней за горизонтом и лодочником Хароном не снилось! И пожаловаться, обратите внимание, некому.Как всё-таки ленивы и не любят себя люди! Бегут куда-то, суетятся и решают текущие проблемки, стараясь не вглядываться, не вдумываться, не задаваться вопросом – зачем он живёт? Точнее, живёт ли он? Сочиняют себе для успокоения всякую бредятину – «послужить человечеству», «остаться в памяти потомков», «продолжиться в детях и учениках»… лишь бы не думать о лично своей судьбе, о лично своей – и каждого! – надежде и цели. Мне вот легче понять дуболома-самоубийцу из какой-нибудь радикальной секты – чем вполне приличного, никого особенно не обижающего и лично доброго атеиста. У первого есть, в его заскорузлых извилинах, хоть какая-то надежда и цель – пусть ложная, подкинутая ему агитаторами-вербовщиками – а что есть, – если вглядеться, перестав дрожать от страха безнадёжности, – у материалиста-профессора? Пшик!
Мне кажется, я всё рассказал о цели Седера – а, может быть, и всей Торы? Нет свободы большей, чем свобода от ложной картины мира, от глупой и обманчивой безнадёжности. Не назвать ли для себя этот праздник – «Временем Надежды и Цели нашей»?
Радостного и кошерного Песаха вам, друзья!