Сразу после Десяти заповедей евреи получают у горы Синай свод законов, регулирующих поведение человека в обществе. 53 заповеди этого раздела охватывают следующие темы: отношение к еврейскому и нееврейскому рабу, обязанности мужа перед женой; наказания тем, кто оскорбил своих родителей или поднял руку на них; уважение к еврейским судьям и руководителям нации; денежная ответственность за нанесение ущерба чужому имуществу; штраф и компенсация за воровство; ответственность “сторожа” за имущество, не возвращенное хозяину; право на самооборону при ограблении; запреты – на обольщение незамужней женщины, колдовство, скотоложство и принесение жертв идолам. Тора требует хорошо обращаться с прозелитами, вдовами и сиротами, избегать лжи; запрещает давать деньги в рост соплеменникам; ограничивает права заимодавца в конфискации залога; повелевает не задерживать храмовые жертвоприношения и освящать даже такие будничные действия, как еда; учит правильному ведению судебных дел; формулирует заповеди соблюдения шаббата и субботнего года; повелевает трижды в год – в Песах, Шавуот и Суккот – совершать паломничество в Храм; сообщает главный принцип кашрута: не смешивать мясные и молочные продукты. Б-г обещает привести евреев в Страну Израиля, помочь им в ее завоевании и изгнании местных язычников, гарантирует успехи и победы при условии соблюдения Его законов. Моше пишет Книгу Завета, скрепляет договор с Б-гом жертвоприношением и читает эту Книгу евреям. Народ обещает “сделать и услышать все, что сказал Б-г”. Моше уходит получать Тору на гору Синай, где пробудет 40 дней.
* * *
«И вот законы, которые ты разъяснишь им…» (21:1).
Среди «геров», неевреев, перешедших в иудаизм, особо выделяется Онкелос, живший в первом веке н.э. в Риме, автор знаменитого перевода Пятикнижия на арамейский язык – «Таргум Онкелос». Текст этого перевода помещают практически во все издания Торы. Онкелос был племянником римского императора Адриана, сыном его сестры.
Вот история его обращения в иудаизм.
Онкелос хотел перейти в иудаизм, но долго не решался это сделать, боясь гнева своего дяди, фанатичного ненавистника евреев.
Однажды Онкелосу пришла в голову оригинальная мысль. Он пришел в императорский дворец и сказал Адриану, что хочет заняться предпринимательской деятельностью. Император удивленно развел руками: разве мало ему серебра и золота в царской казне? На что Онкелос ответил, что он хочет налаживать контакты с людьми, заключать деловые сделки, и, кстати, не может ли дядя посоветовать ему, какой товар принесет ему больше всего прибыли.
Адриан ответил, что стоит поискать такой товар, цена которого достигла рекордно низкого уровня, после чего она будет только возрастать, обеспечив племяннику гигантскую прибыль.
Вскоре после этого разговора Онкелос отправился в Эрец-Исраэль, где встретился с еврейскими мудрецами рабби Элиэзером и рабби Иегошуа и попросил их помочь ему в изучении Торы. Однако мудрецы объяснили, что для постижения мудрости Торы необходимо пройти обрезание. Другими словами, он должен перейти в иудаизм, стать новообращенным иудеем.
Онкелос принял их слова к действию: прошел обрезание и, не мешкая, приступил к изучению Торы. Некоторое время спустя рабби Элиэзер и рабби Иегошуа встретили его на улице и были поражены, как сильно изменился он: его лицо выражало мудрость и одухотворенность, манеры стали более приятными, движения более уверенными. Таково влияние Торы на человека. Воспользовавшись этой неожиданной встречей с мудрецами, Онкелос засыпал их вопросами, демонстрируя свою огромную жажду знаний.
Через несколько лет Онкелос вернулся в Рим и первым делом навестил своего дядю императора Адриана. Тот спросил племянника, чем вызваны столь разительные перемены в его внешнем облике. Онкелос простодушно ответил, что, наверное, на него подействовало изучение Торы, и добавил, что прежде чем приступить к учебе, он прошел обрезание.
Возмущению императора не было границ. «Как могла прийти тебе в голову эта мысль!?» – воскликнул он. На что Онкелос спокойно ответил, как будто предвидел этот вопрос: «Дядя, вы же сами посоветовали мне купить товар, который подешевел до рекордно низкого уровня, и сразу после этого быстро подорожает. Я долго думал, какой именно товар я куплю, и, в конце концов, понял, что самый дешевый «товар» – еврейский народ. Имущество и сама жизнь еврея ни во что не ценится. Поэтому я решил присоединиться к евреям, поскольку такое положение не может вечно продолжаться, и очень скоро «акции» еврейского народа начнут расти».
В беседе с Адрианом Онкелос привел слова пророка Иешаягу: «И сказал Г-сподь, избавитель Израиля, Святой его, презираемому людьми, ненавидимому народами, рабу властелинов: цари увидят и встанут, князья увидят и поклонятся… (49:7).
Взбешенный Адриан ударил Онкелоса по щеке и грозно спросил, почему он пошел на такой радикальный шаг. Онкелос ответил просто, что он хотел изучать Тору.
«Но ведь ты мог изучать ее, не становясь евреем», — возразил Адриан.
«Нет, это невозможно, — ответил Онкелос. – Только прошедшие обрезание могут постигать мудрость Торы».
В подтверждение он процитировал стих из Книги псалмов («Теиллим»): «Изрекает Он слово Свое Яакову, уставы Свои и законы Свои – Израилю. Не сделал Он такого никакому народу, и законов Его не знают они…» (147:18-19).
Традиция утверждает, что праотец еврейского народа Яаков-Израиль родился обрезанным.
Вряд ли эти слова смягчили отношение Адриана к евреям, но они вошли в историю.
Стакан воды
«Служите лишь Б-гу вашему…» (23:25).
Во время Второй мировой войны, когда немецкая авиация начала бомбить Лондон, британское правительство приняло решение эвакуировать жителей столицы. Некоторые семьи перебрались в сельские районы Англии и Шотландии, однако часть детей была отправлена за океан, в безопасную Канаду.
По окончании войны семьи воссоединились. Матери и отцы плакали от счастья, обнимая своих чад, которых не видели более четырех лет. Когда первые эмоции улеглись, выяснилось, что те родители, которые пережили военные годы вместе с детьми, сохранили с ними тесный контакт, а те, что были разлучены, испытывали к ним порой странное отчуждение.
Принято считать, что мы заботимся о наших детях, потому что любим их. Скорее наоборот: именно потому, что мы заботимся о детях, мы любим их. Всякий раз, когда мы встаем посреди ночи, чтобы сменить ребенку пеленку или дать ему попить воды, мы проявляем о нем заботу, а забота укрепляет любовь. В отношениях между оставшимися в Лондоне родителями и эвакуированными детьми долгие месяцы не хватало самого главного: отцы и матери были лишены возможности встать ночью, чтобы поднести малышу стакан воды. И любовь незаметно увяла.
Такая же зависимость существует и в наших отношениях с Б-гом. Иногда приходится слышать: «Завидую твоей вере! Но я не чувствую ее, понимаешь, не чувствую». На самом деле вера не появляется на пустом месте. К ней ведут конкретные действия: религиозный образ жизни, повседневное выполнение заповедей. Когда вы «даете Б-гу», делаете то, что Он хочет от вас, вы как будто протягиваете стакан воды проснувшемуся среди ночи ребенку.
Вот почему Всевышний дал евреям так много мицвот, целых 613! Они помогают нам установить прочную эмоциональную связь с Творцом вселенной, проникнуться к Нему глубокой любовью и желанием, точнее, внутренней потребностью всегда и везде исполнять Его волю, не расставаться с Ним ни при каких обстоятельствах.
Художник Елена ФЛЕРОВА