Внимание привлекли заголовки о журналистской этике, вовсе не частые в нашей прагматичной и всеядной американской прессе, но вполне уместные в «ЕМ». Спор зашел из-за мнения Игоря Аксельрода, который применил классические нравственные критерии и понятия русской интеллигенции к вопросу: «Нужно ли было журналисту еврейской газеты идти на пресс-конференцию с В. Жириновским (ВЖ)»? Вполне понимаю чувства брезгливости, отвращения и презрения И. Аксельрода, его мнение о бойкоте (либо идти, чтобы дать бой), тем более, что верить ни одному слову ВЖ нельзя. А вот журналист Леонид Амстиславский, как и другие его коллеги, считает иначе. Почему-то он не задался простым вопросом: «А какого, извините, хрена авантюрный ВЖ подался «запахивать душу» в Америку (ведь не с визитом он приехал, не жать руки или гулять по Брайтону)? Из заметки Аксельрода узнаю, что формальным поводом была презентация его книги (подразумевалась ее продажа?), хотя о ней на пресс-конференции не было ни одного вопроса. И разве она написана для читателя вне России? Чего же тогда?
Думаю, определенные круги в России используют скандальную известность ВЖ, чтобы «озвучить» и подбросить через наши местные СМИ свои текущие идеи и прозондировать реакцию на них. Просматривая отчет о пресс-конференции (№745), среди разной «шелухи» и не столь интересных деталей натыкаюсь на это, пересказанное журналистом без каких-либо комментариев, высказывание ВЖ: «… Весь Ближний Восток должен быть разделен на зоны влияния России и США. И мы должны контролировать ситуацию в зоне своего влияния. Тогда не будет ни терроризма, ни угрозы для США и ее союзников, ни для России и наших союзников». Скажу прямо – от ведущего рубрики в ведущей еврейской газете, политтехнолога и социопсихолога, я ожидал бы большего, чем простой пересказ этого шантажирующего и циничного перла. Впрочем, Л. Амстиславский, по-моему, совершенно верно отметил его коренную причину – «массовый комплекс национальной неполноценности» в России, однако не указал неизбежные его последствия. Их видно, по крайней мере, два. Во-первых – Иван в своих неудачах или отсутствии успехов склонен винить не себя, а заговор внутренних и внешних врагов – евреев (теперь их стало в России меньше), американцев, инопланетян. Во-вторых – Ивана гложет неисповедимая мессианская тоска по утраченному Россией статусу империи-сверхдержавы; жива, видно, старая совковая психология, помогающая выносить дремучую окружающую действительность: хоть и сидим в дерьме, зато держава великая и в мире уважают (и это ключ к власти внутри страны). Хоть экономически сейчас это ничем не подкреплено и дать миру нечего, но все равно очень хочется, и на этом играют круги, которые представляет ВЖ. Фактически Западу попытались подбросить идею некоего империалистического передела части мира, причем той его части, которая с Россией даже не граничит.
И что если Америка не примет этого предложения? С какой стати? Ответ находим в нынешней российской внешней политике. Думаю, далеко не все представляют глубину ее коварства и подлости. Похоже, «запахнув душу», Иван с деревенским простодушием и хитрецой накумекал: если желанный статус ему не поднесут на блюдечке, его вполне устроит развязывание чужими руками третьей мировой, в которой исчезнут страны «оси зла», Израиль (не дождетесь), подвергнутся ударам и существенно ослабнут Америка, Западная Европа и ряд арабских стран. Вот тогда-то Россия и станет сверхдержавой «оставшегося уровня», при этом еще и нажившись. Появление самоубийц – исламотеррористов, нацеленных против Израиля и Запада, для России – подарок, который грех не использовать, надо лишь поддержать и вооружить их современным оружием, разработанным с помощью евреев. Все это является пошлым и мерзким повторением сталинских предвоенных ухищрений и манипуляций с подобными же возможными последствиями. Любая приличная страна, как и человек, постыдилась бы иметь дело с бандитами, но не Россия или Китай!
Нужно ли в таких условиях представителю еврейской газеты идти на пресс-конференцию ВЖ? Я бы, как и Аксельрод, не пошел, и не только из брезгливости. Ведь если на ВЖ не ходить, то он и перестанет приезжать, и хотя бы часть американской прессы перестанет невольно поддерживать интересы недружественной страны. В отличие от местных журналистов и владельцев газет, в Кремле хорошо понимают значение и возможности влияния американской прессы. Отношение еврейской эмиграции к России и ее эмиссарам должно определяться в том числе ее политикой в отношении Израиля и Америки. И оценивать это нам нужно с точки зрения интересов этих стран, еврейских интересов, мира, совести и общечеловеческих законов.
Журналист Амстиславский не понимает, что такое «это». Да все, что касается безопасности и благополучия наших стран и их граждан! Перечисляя достоинства газеты, Амстиславский «забыл» упомянуть это ключевое слово. Его ссылки, в качестве оправдания на нынешнее израильское руководство и других еврейских «лидеров», считаю неэтичными и ошибочными. У евреев много разногласий и внутренних противоречий, но когда речь идет о внешнем враге или недруге, они едины. Последняя война подтвердила это. Идея же насчет коньяка дельная, бывает, что без рюмки не разобраться. Хоть я книг ВЖ не читал и читать не буду, но посидеть за рюмкой – дело хорошее. Правда, пить на чужую пенсию не претендую.
Л. Амстиславский высказал недавно одно очень правильное соображение, которое надо всем хорошо представлять. Все наши обсуждения в русскоязычной прессе происходят внутри нашей общины и остаются неведомыми англоязычным американцам. Обсуждения такие нам совершенно необходимы, но в результате после них надо бы почаще выходить и на общеамериканский англоязычный уровень. Мне поэтому очень понятна недавняя заметка Сая Фрумкина о его письме в Los Angeles Times во время военной операции в Ливане. У меня в тот же период был относительно успешный опыт писем в редакции New York Times и Star-Ledger (крупнейшая газета штата Нью-Джерси). Побольше бы таких примеров! В последние месяцы образовательные страницы «ЕМ» стали еще более интересными, поскольку их представляют несколько раввинов.

