Как изменить свою жизнь к лучшему? Эта тема особенно актуальна накануне Судного дня Рош Хашана или в Йом Кипур, когда многие евреи принимают на себя определенные обязательства, чтобы, изменив себя, изменить и свое будущее.
Я решил поговорить на эту тему с Софией Тамаркин, лидером русскоязычной общины Филадельфии. Она ведет блог на английском языке, пишет книги для детей на русском языке и делится вдохновляющими рассказами о еврейской жизни, посещая разные города и страны.
– София, поделитесь, пожалуйста, секретом: как же изменить свою жизнь к лучшему?
– Поделюсь с вами одной историей. В Таиланде на одной ферме живут огромные слоны, которые могут выполнять тяжелейшую работу, например таскать тяжелые бревна. В конце рабочего дня их привязывают к маленьким столбикам. Вызывает удивление то обстоятельство, что эти гиганты, только что перемещавшие многокилограммовые грузы, спокойно и мирно стоят у этих столбиков. Владелец фермы рассказывает, что, когда слоны были малышами, их привязывали на ночь к этим столбикам и они пытались сорвать их и убежать. Прошло всего несколько недель, и слоны поняли, что это сделать невозможно, и попытки убежать прекратились. Прошли годы, и взрослые слоны по-прежнему стоят смиренно на привязях у этих столбиков, даже не пытаясь от них избавиться.
Это урок всем нам: часто мы привыкаем к ограничивающим нас условиям, что даже не пытаемся их изменить. Как тот герой анекдота, который говорит сам о себе, причитая: «Я лентяй, я неаккуратный, я забывчивый…» — «Кто тебе это сказал?» — «Моя мама».
Часто нам в жизни говорят о наших слабостях, что, может быть, и правда, но тем не менее время идет, и мы меняемся, но продолжаем стоять у тех самых столбиков и даже не пытаемся хоть что-то изменить.
– Американцы говорят: «We are limited by the limits of our imagination» («Мы ограничены границами нашего воображения»). Мы не можем совершить то, что считаем невозможным, о чем даже не смеем мечтать…
– Иудаизм учит: каждый из нас имеет определенные мысли. Именно поэтому мы по-разному воспринимаем окружающий мир. Среди семи миллиардов, населяющих Землю, нет даже двух одинаковых людей. Каждый человек абсолютно уникален, и у каждого своя миссия в этой жизни. Часто мы сравниваем себя с другими людьми, нашими соседями, родственниками. Смотрим на известных актеров, на популярных политиков, мечтая сделать свою жизнь похожей на их жизнь. Но мы уникальны как внешне, так и внутренне. И когда мы понимаем, что наша миссия уникальна и она не должна быть сравнима ни с кем и ни с чем, что наши слабости и сильные качества тоже ни с кем и ни с чем не сравнимы, то мы имеем шанс стать лучше, чем были вчера. И начинаем сравнивать себя только с самими собой.
– Действительно, еврейская традиций учит, что человек должен соревноваться, но не с другими людьми, а прежде всего с самим собой.
– В Америке постоянно рекламируют счастливые семьи — на пикниках, путешествующие по заповедным местам, улыбающиеся, ни у кого ничего не болит, дети нарядно одеты, терпеливы и послушны. Все прекрасно… Мы оглядываемся на нашу собственную жизнь и видим: что-то не так. В Америке говорят: «Happy New Year!» («Счастливого, лёгкого Нового года!»), а в иудаизме говорят: «Шана това!» («Хорошего, плодотворного Нового года!»). Иногда то, что нам кажется легким, не всегда правильно и плодотворно. Есть объяснение, почему мы добавляем «у-метука («Хорошего и сладкого Нового года!»). Все, что мы делаем, ведет к лучшему. И трудности, и сложности, разные препятствия на нашем пути — они тоже к добру, потому что они закаляют нас, делая лучше и добрее. Однако мы сами себе приключений не ищем… Ни в коем случае. Они находят нас. Когда мы смотрим ту самую рекламу, где у людей все прекрасно, а у нас нет, то создается какая-то внутренняя тяжесть, и огромное количество людей ощущают безысходность, подвергаются депрессии, принимают лекарства. Мы сравниваем себя с незнакомыми героями реклам и журналов. На самом деле сущность жизни — это стать лучше, чем ты был вчера, и продолжать расти… в надежде завтра стать лучше, чем сегодня.
Другое дело — чтобы стать лучше, нужно себя менять. Каждый из нас находится в «зоне комфорта». Мы привыкли к этой жизни, к своим слабостям, к каким-то обстоятельствам. Любое изменение вызывает у нас страх, и каждый должен совершить «прыжок», к примеру поменять работу («а вдруг я не удержусь на новом месте?») или что-то еще. Любое изменение чревато сложностями, и зачастую человека парализует страх.
Возвращаясь к традициям и ссылаясь на опыт мудрецов, обучающих нас правильной жизни, я расскажу то, что изучала самостоятельно.
Ярко выраженные изменения часто приводят к новым кризисам, поэтому изменения должны быть медленными, но целенаправленными. Наш праотец Яаков учил, что жизнь — как лестница. Лестница — это та структура, на которой человек не стоит: ты поднимаешься вверх или спускаешься вниз — другого не дано. Вопрос не в том, как далеко и как быстро мы идём, а в какую сторону движемся.
– Когда я уезжал из Москвы в 1981 году, мой учитель Торы Илья Эссас напутствовал меня: «Самое главное в жизни — это не скорость движения, а направление».
– Рассказывая о Ноахе, Тора сначала называет его «праведником», а уже после Потопа — «человеком Земли», потому что, напившись, он совершил грех. Моисей же вначале назван «египтянином», а в конце своей жизни, когда он стал лидером народа, — «человеком Б-га». Так же и мы можем менять направление в жизни.
– Конечно же, многие хотят изменить свою жизнь, но сомневаются, смогут ли. Как же человеку преодолеть сомнения, страхи, обрести веру и сделать первый шаг вперед?
– Опять-таки я отвечу историей. Однажды молодой моряк подошел к опытному капитану и спросил его: «Как так случилось, что вы никогда не терпели кораблекрушения и всегда были успешны?» Капитан ответил: «Если ты хочешь стать свободным в плавании, ты должен стать рабом компаса». У нас есть наша вера, Тора и ее законы. Рабство — это, конечно, негативное слово, но, только став «рабом веры», ты становишься свободным в своем «плавании».
– Что же, пожелаем нашим читателям в этом новом еврейском году найти хороший компас и выбрать правильное направление в жизни! Хорошего и сладкого нового, 5776 еврейского года!
Беседовал Лев КАЦИН
Интервью подготовил
Анатолий Ясеник