Отсебятина

На статью меня подвигли размышления Льва Мадорского о пользе прихода «новых евреев». Сразу оговорюсь — лично с автором не знаком, а по тому, как и что он пишет, испытываю к нему отчётливую симпатию. Несомненно, это добрый и самостоятельно думающий человек, который часто берёт на себя труд: не бежать «в общей колее», а демонстрировать, в противовес популярной скульбе и «чернухе», хорошие стороны мира. В частности, он старается говорить о достойных неевреях, лояльно и даже глубоко дружески относящихся к нашему народу и его государству. Материалы Льва обычно подкреплены немалым числом фактов и суждениями людей, «по долгу службы» компетентных в затрагиваемых вопросах.
И всё-таки… Высказав несколько прекрасных пожеланий об увеличении в мире числа евреев за счёт интеллигентных прозелитов, разумно предположив, что это ослабит, а в дальнейшем и похоронит юдофобию, Лев завершил свой труд словами: «…А какой гиюр принимают вновь обращённые евреи — ортодоксальный, либеральный или консервативный — не имеет особого значения». На что ваш покорный слуга тут же сделал «идеальную собачью стойку».

image001

Естественно, милому читателю должно немедля меня заподозрить в идеологической зашоренности, нетерпимости к иному мнению и всему прочему букету тупостей и жестокостей, свойственных, как известно, убогим религиозным фанатикам. Я лично пока с данным типом особей не пересекался, но верую полной верой, что где-то они существуют и молва о них неслучайно несётся по просвещённой ойкумене. И всё-таки молю о снисхождении: «Батюшка-царь, не вели казнить, вели слово молвить!»
Посмотрите, друзья: сложнейшей проблеме, над которой сломали копья величайшие мудрецы нашего народа, — проблеме, связанной с самим понятием «еврей», с, возможно, особой структурой души такого человека, с наличием (в целом и с деталями) особой роли нашего народа в человечестве и т. д. Обо всём же этом пишет тот, кто сам честно признаётся в довольно слабом и поверхностном знании еврейской Традиции. Выполняют «новые прозелиты» все — или только часть заповедей Торы, в его глазах несущественно. Смею предположить, сам автор «выполняет только часть» и оттого считает прочие «не слишком существенными». Хотя прямого отношения к делу это не имеет. А имеет отношение к делу то, что человек взялся писать на тему, о сложности и многовалентности которой имеет смутное представление.
И оттого ему видится, что единственная причина «троекратного отталкивания» человека, желающего присоединиться к еврейскому народу, — необходимость убедиться в силе и искренности его намерений. Что, по сути, правильно — скажем, во времена расцвета царства Давида прозелитов не принимали, были слишком серьёзные основания полагать, что инородец пришёл присоединиться не к Б-гу Израиля, а к богатству и славе Израиля. Подчёркиваю: «присоединение к еврейскому народу» отнюдь не рассматривалось как благо — в отличие от «присоединения к еврейскому Б-гу», для которого Традиция использует такой поэтический образ: «привести под крылья Шехины». То есть «больше евреев» допускается исключительно с присказкой: «хороших и разных» (в своём служении Творцу). Вопрос о влиянии прозелитства на антисемитизм просто здесь не рассматривается — у этого жупела иные корни, откройте главу Торы «Ки таво» и убедитесь.

image003

Однако же всё не так просто. Как прямо пишет Мегилат Эстер, после казни Амана и наказания других антисемитов «многие из народов поспешили стать евреями, поскольку»… Как вы думаете, потому, что увидели величие и истинность Торы, всесилие и мудрость «еврейского Б-га»? Отнюдь! «Поскольку обуял их страх перед евреями. Да и Мордехай, человек этот, становился всё больше…» Неужели страх перед евреями — достаточная причина, чтобы считать человека искренним и праведным прозелитом? То есть если хлопчик из ХАМАСа или ИГИЛа, на которого после теракта наставили автоматы «Узи» наши доблестные спецназовцы, в страхе воскликнет: «Не стреляйте, я решил стать евреем!» — то единственное, чего ему для полного «идише нахас» недостаёт, это очередное обрезание, воды миквы и справка из равината? И ещё вопрос — пардон, как тогда понимать важнейший галахический принцип: «гер подобен новорожденному»? Не лучше ли назвать «с-перепуга-рождённому»?

image005

Позвольте, я не буду рассказывать сейчас об огромной проблеме и одновременно надежде еврейского народа — обретении «новых евреев». Если хотите, поговорим об этом отдельно и подробно. Среди причин ухода еврейского народа в изгнание Талмуд называет и такую: «только ради того, чтобы собрать праведных геров». Лично у меня есть несколько друзей-геров, и поверьте, все они — люди особых личных достоинств. А описанная Львом ситуация, когда нееврея, годами искренне стремящегося стать евреем, отчего-то упорно и долго не принимают раввины, мне тоже знакома. К примеру, когда я только начинал свой «иудейский путь», в питерской Малой синагоге мы ежедневно встречались с мужчиной лет 35–40, «при полном параде», хорошо знавшим иврит, постоянно изучавшим Талмуд и прочее — о котором я через несколько месяцев с изумлением узнал, что он — русский, очень стремящийся влиться в еврейство, но… отчего-то его срок тогда ещё не настал.
Насчёт же «разнообразных гиюров» могу привести только давний ехидный стих, бережно хранимый в файле «Злокусёвки».

Басня

Однажды царица Эстер
(в просторечье Мадонна)
Задумалась, словно Вольтер,
возле Белого дома,
И, стукнув кольцом по столу
(где-то в двадцать мильонов),
«Я буду учить каббалу!» —
прошептала влюблённо.

А после один педофил
(называется Джексон)
Кольцо у красотки купил
для совместных прожектов.
Открыли мистический центр
(ведь у них же идеи!),
Дают от доходов процент —
ведь они ж «иудеи»!

Работает центр каббалы
от эстрадных дотаций.
Для истины души светлы
и для «ориентаций».

image006

Это так, насчёт несомненной пользы для нашего народа от энтузиастов, пожелавших сделаться «евреями».
Сегодня же мне хочется поговорить не об этом. Посмотрите, хороший,
умный и ищущий добра своему народу человек не видит никакой проблемы порассуждать на тему, подробно разработанную в нашей Традиции. Порассуждать, не слишком озаботясь по-настоящему изучить вопрос. Словно искать-то особенно и нечего, так, «с кондачка», понаслышке я тоже могу высказать нечто важное и истинное. Ну и чем я хуже мудрецов Талмуда — Рамбама, Раавада, Хафец-Хаима и прочих? У них своё мнение, а у меня своё!
Я сознательно привёл в пример статью человека, о котором хочу говорить только хорошее. Приводить ещё примеры, ползти в негатив… увольте. Каждый, кого тема хоть в малой степени интересует, на сайтах и в газетах отыщет множество подобного. Чаще — с оттенком агрессии и претензии. Не исключаю, нередко за этим оттенком стоит эзопо-лафонтено-крыловское: «зелен виноград».
Если чуть призадуматься, за таким «лёгким», «свободным» отношением к сложнейшим вопросам из величайшей на Земле копилки знаний — еврейской Традиции — стоит то, что мидраши описывают как: «Перед приходом Машиаха наглость станет непреодолимой (или побеждающей)».

image008

Помню, лет тому за десяток беседовал я со старым знакомым — шахматным мастером, знаменитым тренером, писателем, учёным-физиком и философом, который тогда готовил статью-приложение к моей книге о месте шахмат в мировой культуре. После одного, на мой взгляд, вполне тривиального замечания он воскликнул: «Какие великие знания есть у евреев!» Зато вот другому, тоже весьма интеллигентному и знающему человеку — но еврею, некогда председателю еврейской общины крупного города в Союзе, невероятной и шокирующей показалась информация о том, что количество книг в нашей Традиции примерно равно тому, что накоплено всеми другими народами вместе. Не обсуждая уже качество — ведь книгу без «аскомы», рекомендации авторитетного раввина (а лучше нескольких), едва ли найдутся желающие читать. Подсчитали, что за 2 тысячи лет примерно раз в секунду где-то в мире выходила серьёзная еврейская книга! Даже с учётом всех сожжённых, погромов и потерь… Мой-то знакомый, учёный, писатель, поэт и общественный деятель, человек весьма умный и порядочный, был убеждён, что всё, что есть у его народа «в загашнике» — сидур и хумаш. Да, между строчек, вы полагаете, новое знание как-то изменило его взгляды и подход? Правильно — в самой минимальной степени. Народ-то мы «жестоковыйный»…
Извините, друзья мои, но откуда это взялось — потрясающее самонеуважение у наших собратьев? Христианские мыслители выводят многие великие принципы и лучшие обычаи человечества (как выходной день, обязательства общества перед его слабыми членами — детьми, стариками, сиротами и т. д., как добросовестность в торговле и пр.) из «еврейского влияния», «иудейской морали». Отцы-основатели Америки учат иврит, используют как образец для создания нового государства, «приюта всех обиженных и обездоленных» то, что им известно из Ветхого Завета, из еврейского законодательства; ставят бюст Моисея первым в галерее законодателей в Вашингтоне… Надеюсь вам известно, что статус «беженца» идёт от закона Торы о рабе, бежавшем в Землю Израиля? Ему предоставляли именно такой статус, и выдавать его хозяину было запрещено. Подобную страну-убежище, только с акцентом на пуританскую мораль, и строили её основатели. А что говорят наши еврейцы?

image010

Я сейчас не только о «несоблюдающих» евреях. Зачастую такой же нахрапистостью в оценках, да ещё помноженной на какой-то набор информации, славятся вчерашние неофиты, которым не покажутся нелепыми их «оценочные суждения» о выдающихся раввинах, о целых направлениях в Традиции, о тех или иных законодательных, моральных или мистических подходах. «У советских собственная гордость…» — так некогда сформулировал Маяковский один из наихудших возможных тезисов. И прибавил — для тех, кто усомнится в полезности самолюбования и гордыни: «…на буржуев смотрят свысока». Интересно, случайно ли «Большой дом», из которого вышла немалая доля нынешних российских руководителей, находится в Питере, вблизи от станции метро «Маяковская»? Гордость «своим особым путем» и «преимуществом перед распутной иноземной моралью» — это ли не ещё одно воплощение отношения к «мистеру Твистеру»? Свойственного чаще всего закомплексованным людям и странам.
Давайте, евреи, учиться относиться к себе с большим вниманием и уважением. Мы — частицы вечного народа, посланники Создателя и Его «свидетели».
Быть евреем — занятие не такое простое; кто сомневается — пожалте в историю. Требования милосердия, правдивости и компетентности — есть самое сердце еврейства. Самоуважение еврея, как оно понимается в Традиции, в первую очередь основано на недопустимости позорить себя и свой народ. Каждый недостойный поступок есть оскорбление Создателя, Его народа и Его закона, каждый достойный — их прославление. Вместо «гордости» для еврея подходит иное слово — «достоинство». Причём не только «чувство собственного достоинства», на которое ссылаются часто, но и — достоинство Человека, народа и даже — достоинство Б-га!

Достойно ли нам выставлять себя на посмешище? Разве станет школьник 3-го класса высказываться на темы молекулярной химии? А ведь это — сравнительно молодая наука, знаний в ней накоплено куда меньше, чем у нас за 4000 лет. Просто почитайте о биографиях хотя бы некоторых наших мудрецов — рабби Акивы, Шмуэля Анагида, Рамбама и Рамбана, Аризаля, Виленского Гаона, рава Нахмана, Алтер Ребе, Стайплера, рава Шаха… список бесконечен. И подумайте, могли ли все эти величайшие умы (все сразу!) заниматься чем-то ненужным, второстепенным, примитивным и бессмысленным? И стоит ли оплёвывать носителей Закона, людей, пытающихся жить в соответствии с Откровением и Традицией, при этом повторяя чужие истерические или идеологически мотивированные бредни и сплетни?
А вот ежели лично вам встретился человек в ермолке, чьё поведение мало вас вдохновило… Вот один жизненный совет. Однажды к раву Ицхаку Зильберу — да будет память праведника благословенна! — обратился недавний «хозер-тшува» из России, которого, как он считал, надул кто-то из религиозных израильтян. Возмущённый, он решил снять кипу: «Все эти!..» Вопрос рава Ицхака: «Скажи, я хороший человек?» — «Вы, конечно, да». — «А ты сам?» — «Надеюсь, что да». — «Так почему же ты не хочешь, чтобы среди соблюдающих Тору было больше хороших людей?»
Думаю, что в словах раввина — квинтэссенция. Какой смысл со стороны критиковать, насмешничать и препираться? Не лучше ли попробовать разобраться: истина ли в Традиции евреев, твоих сородичей и соплеменников — и, если так, идти с ними, «чтобы одним хорошим человеком», работником Создателя, было больше?
Счастливого Нового года, дорогие собратья! Доброй вам записи и печати в Книге Жизни!

Shofar horn for Rosh Hashanah near apples

 

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 3,67 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

18 комментариев к “Отсебятина

  1. Убеждён, кроме всего прочего, что, если человек ( еврей по отцу) искренне считает себя евреем, готов следовать и следует всем канонам и требованиям иудаизма, его нужно признавать евреем без гиюра. Многие из таких людей большие евреи, более преданы принципам иудаизма, чем многие из евреев по матери. Жизнь течёт, времена меняются и, мне кажется, раввинам есть в данном случае о чём крепко подумать. Слепо держаться за древние обычаи, хотя именно благодаря им, и сохранились евреи, как народ, как нация, не лучший метод….

  2. Спасибо за статью, г-н Юдасин.

  3. Господа, я решительно не понимаю этой проблемы — что, ЕВРЕЙ по отцу не может пройти гиюр вместе с семьёй?
    Ему кто-то мешает? Или проблема в том, что в семье кто-то НЕ хочет?

  4. На мой взгляд, проблема евреев по отцу должна рассматриваться дифференцировано, в зависимости от того, возвращаются (возвратились) ли они в Эрец Исраэль или продолжают жизнь в галуте. Для израильтян признанием их евреями должно быть максимально упрощено, быть может, до автоматизма. Нынешняя Алаха появилась в галуте около 1000 лет назад, и, видимо, не случайно, не зря. И пусть там остается на усмотрение местных общин и авторитетов.

    В Израиле же она должна быть юридически привязана к Закону о возвращении, коорый следует ужестчить , введя в него «испытательный» срок на получение гражданских прав и записи «йехуди». Причем, ношение одежды по прибалтийской моде 18 в. не должно при этом входить в обязаловку. Так же, как и празднование мимуны.

  5. Я снова НЕ понимаю — почему «до автоматизма»?
    Маленький личный пример — нашей семье известна русская женщина, замужем за евреем, приехавшая в Израиль по «ЗОВ».
    Она очень хотела пройти гиюр, НО, её муж категорически отказался ходить с ней на занятия по Иудаизму,что является необходимым условием — позиционируя себя, как коммуниста и атеиста, и она, продолжая постоянно ходить в синагогу, гиюр пройти НЕ смогла.
    И, ТАКОМУ, давать всё «автоматически»?

    1. Я еврей, не по приметам, и не по определению высокопоставленного раввина. Я еврей по судьбе, и никогда не видел в этом; ни унижения ни гордости. И мне совершенно непонятны рассуждения, о принадлежности к еврейству по отцу или матери, и тем более, если они оба иудеи? Посмотрите на раввинов, которые превратили веру в свою профессию — я имею ввиду их внешность, ведь там признаки всех рас и народов мира, через которые прошли евреи, в процессе своего рассеивания по планете. О чем это говорит? Только о том, что дело не в породе, а в ментальности. Кем ты себя чувствуешь — тем ты и являешься. А признаком еврея в нашей стране, является, отнюдь, не обрезание, а полноценное гражданство и преданность идеи сионизма. Ибо другой Родины у еврея нет, как и замены сионизму. Все остальное относится к коллаборационизму.
      И что же получается? Евреи по отцу тяжело работают, платят налоги, служат в армии, гибнут в боях, а чистопородные, или признанные таковыми, иудеи паразитируют на обществе, и еще пытаются диктовать, демократическому большинству, свои условия сосуществования. Так кто же еврей, де факто, для Израиля?!
      Даже древние знали, правда без нынешнего названия, о закон гетерозиса, который утверждает, что дети о смешанных пар, отличаются повышенной жизнестойкостью, и талантами. И возможно, именно благодаря вливанию свежей крови, среди евреев столько изобретателей и ученных мирового уровня.
      А вера, это настолько интимное чувство, что никакое испытание гиюром не способно выявить ее искренность и глубину. Ведь не случайно, столько преступников на воле, или в заключении, которые продолжают носить кипу? И я что — то не слыхал, чтобы религиозные общины от них отреклись. Ибо, чем больше паствы тем богаче пастор.

    2. Эдмонд! Приведенный вами пример не имеет никакого отношения к тому, что я написал.
      Я написал об «евреях по отцу, полукровках». Я могу привести не отходя от компа, если хотите, с указанием имен, десятков людей, которые родились в галуте (советском) от отцов-евреев и матерей гоек, но были воспитаны в той же самой среде, что и я, еврей чистокровный и в тех же традициях: атеизме, незнакомстве с иудаизмом, историей еврейского народа. Однако, у всех нас в паспортах была запись «еврей» ( в Узбекистане, дублированная, кроме того записью «яхудий») разве что, кроме тех мерзавцев, которые, независимо от степени этнического еврейства ухитрялись ставить себе: «русский». Соответственно, нас оценивали в разных местах: принимать ли на работу, на учебу? А мы были воспитаны, что будучи евреем надо быть лучшим. И в учении, и в бою, и в работе. Мы держались этническими компаниями (не вполне строго, разумеется, но достаточно компактно). Мы искали «своих». Эренбург был нам ближе Симонова. А Гройсман — Булгакова. Дирижера Арановича предпочитали Кондрашину. И так далее. И вот, приехав в Израиль, жены-полукровки «подпортили» своим еврейским мужьям всю исходящую ветвь своего еврейского потомства , на которое, кстати сказать, это, отчасти подействовало, и под влиянием лево-мнтернациональной пропаганды, часть ерданула дальше, в страны прав человека.

      А в наших кругах, еще до алии «гиюром2 были идиш дедов-бабок, неьрадиционные, но обязательные Песах и другие праздники, махровый антисемитизм окружающей среды, не дававщий большинству «расползаться».

      Кстати сказать, не знаю, уж почему, герои еврейского подполья 70-80-х любили праздновать более всего Хануку и Пурим (сужу по сохранившимся фотографиям), которые не поставлены Создателем и ближе всего к праздникам христиан? И, к слову. Погу, опять же, привести немало примеров семей, когда мама-полукровка принимала гиюр ради еврейства своих детей, и семья, вначале рьяно исполнявшая ритуалы, и тем не менее, вырастившая леваков, оставила себе «на пропитание» минимум миниморум. Но в стране с 80% еврейской концентрацией это, наверно, не так уж и важно.

      И скажите, какой заповедный вопрос важнее: можно ли ковырять в носу в субботу или кому была и на каких условиях, во владение Эрец Исраэль?

  6. Уважаемый автор, в том -то и дело, что в рамках ортодоксального иудаизма эту проблему не решить. Просто нет там решения. Там все давно ясно. Там все наши Законы, наши герои, наши мудрецы, наши воины, наши лидеры объявлены ортодоксами. Там на все вопросы есть приблизительно один ответ, цитирую:
    «И стоит ли оплёвывать носителей Закона, людей, пытающихся жить в соответствии с Откровением и Традицией, при этом повторяя чужие истерические или идеологически мотивированные бредни и сплетни?»
    Из этого следует, что носителями Закона объявлены только ортодоксы, а во вторых именно ортодоксы объявлены хозяевами нашей истории и наших Законов. А все остальные несут бредни и сплетни, ничего не зная и не понимая. При этом вы добавляете, стоит ли оплевывать носителей закона. Никто их не оплевывает, а часто к сожалению, наоборот. Начинают плеваться на не похожих им евреев. Но дело не в плевках, дело в том, что Вы чувствуете, что не во всем правы, что не все так гладко в нашем королевстве. И никак не объяснить полупустые синагоги, никак не объяснить в рамках ортодоксального иудаизма рост количества реформистов, никак не объяснить, почему после ортодоксального гиюра люди не остаются ортодоксами. Можно объяснить только одним способом: Эти евреи(забывая при этом, что не ортодоксальных евреев огромное большинство), эти евреи не знают, не понимают, что творят.
    Все именно наоборот. Именно ортодоксальное течение не видит значения распространения иудаизма на другие народы, пугает евреев страшилкой исчезновения, считает, что евреи сохранились благодаря ортодоксальному течению. При этом цитируя и жонглируя словами из Книг. (Кто вообще может правильно приводить цитаты? Кто, кроме раввина, самоуверенно может сказать, что эта цитата в его пользу?»
    Расширение иудаизма необходимо не из спортивного интереса, не из жалости к половинкам. Это политическая, государственная необходимость. Без этого само существование еврейства еще долго будет под вопросом. Расширение иудаизма — это не только переход в иудаизм. Речь идет не о гиюре. Это расширение влияния иудаизма, расширение количества друзей, сторонников. Всем надо пожимать руку, и христианам- евангелистам, и мусульманам, которые за нас, и черным , и белым. Если вдруг случится , и пол-Индии объявят себя иудеями — это прекрасно. Антисемитов на миллионы убавиться. Не надо делить евреев на правильных не правильных. И гиюр следует ускорить. Это важно в том числе и для сохранения ортодоксального движения.
    Были времена, когда евреи, живя в рассеянии, сохранились с помощью закрытых дверей (тоже можно спорить), но сейчас с образованием еврейского государства правильный путь один — расширение, усиление, укрепление Израиля. (Напомню Вам, что именно не все ортодоксы считают Израиль еврейским государством. Среди светских таких очень мало). Напомню Вам, что Израиль создали не ортодоксы, а некоторые ортодоксы не видят себя защитниками государства евреев. Отказ защищать Израиль и отказ от расширения иудаизма — это стороны одной и той же проблемы.
    И цитаты нужные найдутся. Наступило время меняться. Да Вам и без меня известно, что евреи уже изменились, и раввины есть другие. Буква и дух Закона — не одно и то же. Исполняющий только букву Закона нарушает дух.

  7. Яков, я даже не желаю знать, как там обстоят дела в Германии. В Израиле никаких проблем с прохождением гиюра ни у кого нет. За исключением изложенных мной случаев — отказ одного из членов семьи.
    Опять же, из моего личного опыта, я личный свидетель того, что некая, чисто славянская, пара, начав проходить гиюр в Чехии, закончила его прохождение в Израиле.
    Такова была их ЛИЧНАЯ надобность стать герами.
    Что касается евреев. уехавших на жительство в Германию, говорю лично о себе, я никогда не понимал, и не собираюсь понять, причин их выбора. Простите великодушно, излагаю открытым текстом, но, без хамства.
    Вдаваться в проблемы ментальности таких евреев и, более того, признавать за ними какое-то право голоса в вопросах теологии, или, тем более, политики Израиля, я просто не намерен.
    Германия «подарила» нам Мендельсона! Этого за глаза достаточно. И новых реформаторов Иудаизма из Германии нам не надобно.

  8. Аврум, эмоций у Вас полно, но, мало логики. Видите ли, я, в отличие от Вас, вырос в московской глубинке, где еврея-иудея днём с огнём сыскать было не возможно. И Булгаков для меня до сих пор значим.
    И, при этом, именно по ЭТОМУ, я вполне откровенно, но не по хамски, слегка с юморком воспринимаю тех евреев, на которых могла подействовать левацкая пропаганда.
    Именно вопреки тому окружению, в котором я жил, я сформировал свою систему координат, не имеющую ничего общего с любой формой «левых» координат.
    И, в отличие от многих, у меня нет вопросов по этой теме. Что касательно остального, то, в сети есть две моих статьи — «Может ли образованный еврей — именно еврей — быт атеистом?», и «»Может ли ортодоксальный еврей не быть сионистом? Там, по поднятым Вами вопросам, всё изложено.

  9. Если все уважаемые авторы должны что-то доказывать одному Эдмонду Сарно, придумавшему для себя какой-то свой иудаизм, стоит ли того?

  10. Г-н Стеклов, вообще-то, автор доказывает что-то НЕ мне. Скорее вам.
    И, однако, это так вы «прекратили контакты со мной», при том, что ответ был адресован не вам?(;-)))
    Значит, я работаю лучше вас, раз вам так неймётся.

    1. Вы намного лучше меня Эдмонд. Вы вообще лучше и умнее всех. Скажите до переезда в Израиль, в ваши молодые годы, не вы спускались с горы Синай с проповедями для глупых евреев под псевдонимом Моисей?

  11. Яков, а где «чванство»? Я вежливо, и логично, объясняю вам свою точку зрения. Соблюдая все нормы вежливости.
    А взгляните на свои тексты.
    Видите ли, ни лично вы, ни вам подобные, совершенно откровенно не вызывают во мне никаких человеческих симпатий.
    Однако, это не основание хамить в вашем стиле. Я даже с арабами и неграми разговариваю, соблюдая нормы пристойной лексики.

    1. Это же надо такое ляпнуть: «Я даже с арабами и неграми разговариваю, соблюдая нормы пристойной лексики». Эдмонд, следующий раз, когда будете вести нас через расступившееся перед вами Красное море, вспомните о евреях из других стран.

  12. Г-н Стеклов, всем давно понятно, что вам и Якову недоступна корректная полемика по СУЩЕСТВУ темы любой статьи.
    Это и вынуждает вас обоих, за интеллектуальной импосибл, пытаться перевести любую полемику в склоку.
    Но, толку? Я на ваши выпады реагировать в вашем стиле не буду. Не тратьте зря нервы.
    А полемика имела место. Более того, пусть автор меня опровергнет, если я не прав — статья написана именно для таких «реформаторов», как вы и Яков.
    Лично к меня нет никаких разногласий с автором по данной теме.

  13. Автор не ответил никому. Это его право: он либо не хочет, либо не может. Имею право считать, что ему нечем мне возразить.
    Склоки нет. Есть Эдмонд Сарно, решивший, что он непререкаемый авторитет в иудаизме, а гройсер пурец, самый главный еврей мира, имеющий право сказать любому: не понимаешь, у тебя низкий интеллект, ты ничего не знаешь, ты лжешь и т.п. И, что самое смешное, по любому вопросу. Кстати , Эдмонд, не перенапрягайтесь с английскими словами, вы все-таки на американском сайте. Хотите перейти на английский?
    С автором у меня тоже нет разногласий по поводу вежливости статьи и пожеланий к праздникам, к чему я тоже присоединяюсь.

  14. Г-н Стеклов, с вашей стороны есть именно склока. Я высказываю свою личную точку зрения по теме статьи, и не более.
    То, что она не нравится лично вам и Якову, это не основание награждать меня каким-либо эпитетами, или псевдонимами. (;-)))
    Что касается самой статьи, она конкретно адресована именно вам и Якову, как возомнившим себя пригодными для проведения в Иудаизме «реформ»!
    Так кто из нас слишком высокого мнения о себе? Я, не предлагающий никаких реформ в вопросах теологических, или вы с Яковом, агрессивно настаивающие на необходимости «реформ»?
    Причём, заметьте, проживая не в центре сосредоточения иудейской жизни — в Израиле!
    Так что, видя ситуацию под таким углом, ваша уверенность что вы оба пригодны в качестве реформаторов, ничем, кроме именно наглости, объяснена быть не может.
    Особенно на фоне ваших провокационных — в отношении практики Иудаизма, предложении требовать от людей принятия Иудаизма под УГРОЗОЙ!

Обсуждение закрыто.