Константин Боровой: «Антисемитизм внедряли чекисты»

В конце 80-х годов на заре своей бизнес-карьеры Константин Натанович Боровой дал в газету объявление: «Окажу услуги в любой области». Текст объявления как нельзя лучше характеризует его как общественного деятеля и предпринимателя. В начале демократизации он был одним из самых активных строителей демократии в России, одним из 50 лидеров советского бизнеса, одним из инициаторов создания Партии экономической свободы (ПЭС). Ни одна его политическая программа, правда, не была доведена до конца. Чего нельзя сказать о коммерческой стороне его деятельности: в 1990 году он основал Российскую товарно-сырьевую биржу, которая стала прообразом нынешней фондовой биржи «Российская торговая система» (РТС).

— С начала года в России от рук скинхедов и ультранационалистов погибают сотни человек. Какие меры в борьбе с ксенофобией и экстремизмом в молодежной среде вы считаете эффективными? Что могло бы принести реальные результаты?

— Ксенофобия — это один из инструментов поддержания силы власти. Ожидать, что в условиях авторитаризма эти ребята откажутся использовать ксенофобию в своей политике, просто смешно. Все эти группы скинхедов, националистов были созданы искусственно сотрудниками КГБ и ФСБ. Когда Примаков проводил антиамериканскую политику в 1999 году, они автобусами свозили скинхедов, фашистов к американскому посольству. Это все управляемый процесс. И предполагать, что наши силовики не влияют на этот процесс или стараются остановить его, просто смешно. Напротив, они стимулируют его. Думать, что государство в его сегодняшнем виде будет бороться с ксенофобией, все равно что надеяться, что эти люди согласятся отказаться от власти.

Есть еще одна причина, очень важная для них — это шантаж общества. То есть: «Ребята, либо мы — силовики, либо они — фашисты».

В 1999 году было глубокое исследование: у каждой националистической группы есть кураторы. Они их поднимали, собирали, везли, раздавали флаги и т. д. И все это организовывали спецслужбы. А предполагать, что они будут уничтожать один из своих инструментов воздействия на общество, смешно. До тех пор, пока они у власти, ксенофобия будет, скажем так, управляемой. Они могут уменьшать или увеличивать ее градус в тот момент, когда это необходимо для рейтинга.

— Как вы считаете, существует ли сегодня в России государственный антисемитизм?

— Силовикам в любой стране мира удается удерживать власть только до тех пор, пока в обществе растворено чувство страха. Когда есть враги, от которых эти силовики защищают. В такое время во главе государства стоят генералы, культы. Если врагов нет, люди предпочитают спокойное гражданское правительство, которое не ведет ни внешние, ни внутренние войны, а спокойно управляет так, чтобы его и не видно было.

Итак, им нужны враги. Они, бывшие чекисты, успешно создают врагов на Кавказе, в Западной Европе. С 1947 года и практически до начала демократизации эти люди специально проводили антиизраильскую, антисионистскую политику. Она базировалась на бытовом антисемитизме, на каких-то исторических ассоциациях в обществе. Они внедряли антисемитизм. Это была политика государства, порученная на разработку КГБ. Даже напоминать не надо, например, 1947 год, когда на улицах просто избивали евреев. Потом борьба с космополитизмом, «дело врачей» в 1953-м, евреев не пускали за границу, не повышали в должности, даже не принимали на работу.

Антисемитизм — это такой запасной вариант. Они специалисты в области пропаганды, их этому обучали. И прямо или косвенно, но эта политика продолжает проводиться. Достаточно посмотреть информационные каналы, их освещение событий в Израиле, Америке. Политика поощрения антисемитизма всегда присутствовала.

— Вы никогда не задумывались о репатриации в Израиль?

— Нет, я часто езжу в Израиль, но репатриация — это такое серьезное решение… Я российский политик, я должен быть здесь, мне здесь интереснее… С одним моим другом, израильским депутатом, мы много об этом говорили, и он считал, что я могу занять очень хорошее место в израильской политике, стать депутатом кнессета, но… мне это неинтересно.

В Израиле у меня огромное количество друзей, я сочувствую этой стране, интересуюсь всем, что там происходит. Быть российским политиком и иметь двойное гражданство?.. В стране, где бытовой антисемитизм фантастически развит? Зачем?!

— Израиль в свое время отказался экстрадировать в Россию бывшего совладельца ЮКОСа Леонида Невзлина. На ваш взгляд, не рисковал ли этим отказом Израиль еще больше испортить отношения с Москвой?

— Я дружил с Леней Невзлиным, и знаю его хорошо. Есть люди, которые верят этому бреду, что он заказывал убийства. На самом деле, все это политическая акция, борьба Путина с Ходорковским, борьба за деньги, за обладание компанией, страх мести… Потому что то, что они сделали с ЮКОСом, на самом деле хамская рейдерская акция. Они отняли компанию. И, как всякая бандитская группа, теперь уничтожают свидетелей и участников. Понятно, что помогать им в этом не станет ни один разумный человек, не говоря уже о государстве.

В связи с этим, я очень рад, что Израиль, испытывая некоторые трудности с поддержкой своей политики, не продает Невзлина России. Тем более что отношения Израиля с Россией действительно очень двусмысленные. Россия поставляет террористам оружие, и никто этого не скрывает, а потом эти российские ракеты убивают мирных израильских граждан. Кроме того, ни для кого не является тайной политическая поддержка Россией настоящих террористических организаций. Израиль проводит очень дипломатичную политику, всячески старается улучшить эти отношения.

— Константин Натанович, какие у вас отношения с религией?

— Она занимает меньшую часть в моей жизни. Я очень спокойно к этому отношусь. Но у меня прекрасные отношения с еврейской общиной и с главным раввином Берл Лазаром. Кстати, есть один момент, в котором мы с ним немного расходимся. Как-то я встречался с журналистами из Израиля, и они мне говорили, что обсуждали проблему антисемитизма в России с Лазаром. Так странно, говорят, в Федерации еврейских общин России нам говорили, что тут все хорошо с этим… Я им объяснил, что у ФЕОР позиция дипломатов, они не могут говорить прямо, что тут у нас с этим серьезная проблема… В общем, если вы хотите узнать позицию недипломата, то это ко мне…

Беседовала

Оксана Ширкина, Jewish.ru

Опубликовал:

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора