Израильтянам, привычно сетующим «Ах, весь мир против нас! Нас никто не понимает!», — пора остановиться и сменить пластинку. Эти постулаты уже не соответствуют действительности.
Конечно, антисемитизм никуда не делся. Демонизация Израиля продолжается. Движение BDS остается всемирным и массовым. Министр иностранных дел Германии ради встречи с хулителями Израиля из «Шоврим штика» готов пренебречь встречей с премьер-министром страны, в которую прибыл с официальным визитом. Тому, как нам вести себя в Хевроне, учит нас не только Ричард Гир, который впервые (и тоже от «Шоврим штика») узнал о существовании этого места на Земле, но и московский муфтий, о существовании которого здесь не знает никто.
Что же изменилось? Тенденция. Из наиболее заметного – апгрейд позиции по отношению к еврейскому государству в ООН. Первой ласточкой стало несогласие Великобритании с тоном и формулировкой прощального подарка Обамы – антиизраильской резолюции Совбеза по поводу поселений.
Когда представитель США в Организации Объединенных Наций Никки Хейли пообещала на конференции AIPAC в конце марта, что времена нападок на Израиль в ООН прошли, это еще воспринималось как благие пожелания. Когда она же в Совбезе заявила, что пора прекратить сводить ежемесячные слушания по Ближнему Востоку к нападкам на Израиль, а заняться главными виновниками нестабильности в регионе – Ираном и «Хизбаллой», это уже произвело впечатление счастливого шока. Ладно, Америка при новом шерифе – за нас: хорошо, конечно, но не исчерпывающе.
Однако последующие события показали, что США в ООН отстаивают Израиль не только с публичных трибун и не только произнося приятные нашему слуху речи. На нынешней неделе в Нью-Йорке проходила 15-я Ассамблея Всемирного еврейского конгресса (ВЕК). На ней с 15-минутной речью выступил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. И там, в частности, заявил, что намерен противостоять нападкам на еврейское государство и антиизраильским настроениям в его организации. Трудно сказать, что здесь от нормального стремления к справедливости, а что – из опасений лишиться финансирования (США обеспечивают порядка 20% бюджета ООН). Но не так важны мотивы, как результаты.
Симптоматично, что речь идет об Антониу Гутеррише, избрание которого генсеком ООН в Израиле восприняли с пессимизмом. Всю свою политическую карьеру – на постах и главы Социалистической партии Португалии, и главы правительства этой страны, и особенно — Верховного комиссара ООН по делам беженцев – он занимал однозначно пропалестинскую позицию и выступал с нападками на Израиль, против которых сейчас собирается решительно бороться. Перемена ветра, перемена вектора…
Конечно, все это — прямое следствие новых веяний из Вашингтона. Международный климат формируется там. И он меняется в благоприятную для Израиля сторону. Это ощущается не только в другой тональности ООН, но и в более конкретных и стратегически важных для еврейского государства вещах. Например, в отношении сделки по Ирану, которой Израиль противился всеми силами, и сил не хватило. Сегодня и президент, и министр обороны, и госсекретарь критикуют эту сделку с тех же позиций. Ракетным ударом по Сирии Трамп доказал, что словами он ограничиваться не намерен.
Это только начало. Событие, которое разворачивается буквально в эти дни, предвещает вообще глобальные перемены.
Смена дискеты
В четверг, 27 апреля, конгрессмены-республиканцы Рон Де Сантис и Билл Джонсон заявили о создании лобби «Победа Израиля». С началом летней сессии подобное лобби с тем же названием и задачами появится и в Кнессете. Это первый случай, когда в США и Израиле парламентские лобби изначально создаются для параллельной общей работы в рамках единого проекта. Но дело не в организационном прецеденте, а в целевой установке. Она заключается в том, чтобы сформировать в сознании политиков и истеблишмента обеих стран кардинально новой парадигмы решения израильско-палестинского конфликта. Суть ее схематично можно представить так: окончательное урегулирование достижимо не путем переговорного процесса, требующего бесконечных и опасных уступок от одной стороны (он является не целью, а средством), а в результате полной, окончательной и убедительной победы Израиля – военной, политической, дипломатической, экономической, то есть по всем направлениям. И да – соответственно, принятия палестинцами условий победителя, грубо говоря, капитуляции.
Если ориентироваться на векторную схему, это выглядит эгоистичным, односторонним, предвзятым и потому нереалистичным подходом. Но автор концепции и инициатор проекта «Победа Израиля» — глава института «Ближневосточный форум», один из ведущих специалистов США по Ближнему Востоку, в прошлом член команды Джорджа Буша-младшего, доктор Даниэль Пайпс — считает (и убедил в этом сторонников будущего лобби), что только такое решение единственно возможное, и лишь оно соответствует современным реалиям.
Все, чего удавалось достичь Израилю (а в исторической ретроспективе – еврейскому народу), достигалось в результате победы. Все, что он терял, где терпел неудачи, а то и переживал трагедии, было следствием поражений или пораженческой идеологии. Это не является спецификой только еврейской истории и истории Израиля. Это общее правило. Если рассматривать самое понятное – военные победы и поражения, — мировая история практически не знает исключений.
Военные победы поставили в центр античной цивилизации Грецию во времена Золотого века Афин и походов Александра Македонского. Рим стал властелином мира благодаря своим военным победам. Франция времен Наполеона определила образ Европы. А в новые времена — страны-победители в двух мировых войнах ХХ века. Особенно показательна история Второй мировой войны, где на начальном этапе неготовность европейских стран к военному противостоянию с милитаризированной Германией Гитлера едва не превратила весь континент в провинцию нацистского Рейха.
Победа является важнейшим фактором подъема морального духа нации. Один из наиболее красноречивых отрицательных примеров: неожиданные и сокрушительные победы Гитлера в начальный период Второй мировой войны превратили немцев в монолитную нацию, и даже те, кто прежде не был его сторонником в стране, прониклись нацистским духом.
В СССР победа над гитлеровской Германией, одержанная более 70 лет назад, до сих пор является едва ли не единственным аргументом для национальной гордости населения. Победа в Шестидневной войне стала самым мощным фактором преображения Израиля. Именно благодаря этой победе советские евреи – до той поры почти потерянное колено народа – стали гордыми евреями. Именно с нее началось еврейское возрождение в СССР и родилось заново сионистское движение.
Никогда Израиль не пользовался в мире такой любовью и уважением, как после Шестидневной войны. Но, начиная с войны Судного дня, таких очевидных побед не было. Без окончательного разгрома врага завершились Первая и Вторая ливанские войны, все операции в Газе. Именно из-за этого Израиль попадает в положение оправдывающегося, снижается боевой дух и эмоциональный настрой общества, прогрессирование капитулянтских тенденций в нем.
Второй фронт
Согласно концепции Пайпса, усталость общества и нетерпение политиков привели Израиль через 45 лет его истории как государства, когда он делал ставку на победу и потому успешно развивался, к политике умиротворения палестинцев, которая вылилась в «процесс Осло». Международное сообщество приняло это как единственный подход к решению надоевшего ему ближневосточного конфликта.
Но почти за четверть века «мирного процесса» он полностью доказал свою бесперспективность. Сегодня регион стоит дальше от желанного и призрачного умиротворения, чем в 1993 году, когда на лужайке у Белого дома состоялось историческое рукопожатие лидеров Израиля и США с Арафатом, отмеченное Нобелевской премией.
Это был путь в тупик. Надо с него вернуться на прежний, продуктивный, и пройти его до конца – до признания палестинцами своего поражения. От него выиграют и сами палестинцы, избавившись от иллюзий, мешающих им выйти на дорогу прогресса, дальнейшего опускания в Средневековье, озлобления и конфронтации. Нельзя их обманывать дальше напрасными посулами и условиями иждивенчества. Только убедительная победа Израиля, только осознание того, что его не победить никогда, даст им исторический шанс строить свое цивилизованное будущее.
В этом и интерес США, всего западного мира. Израиль – наиболее верный и сильный союзник США на Ближнем Востоке. Его победа избавит американцев от угроз, исходящих из пылающего региона. Именно потому и для того создается лобби в Конгрессе. Именно для этой цели оно заинтересовано в таком же лобби в Израиле, поскольку прежде всего израильские политики и израильское общество должны быть сторонниками новой парадигмы.
Сейчас возник самый удобный момент для осуществления и этого сотрудничества, и этой идеи. Неизвестно, сколько он продлится. Пока у власти нынешняя администрация, стоящая на стороне Израиля и не боящаяся ломать стереотипы отношения к нему, надо не упустить шанс. Это гораздо продуктивнее, чем новые попытки достичь урегулирования путем переговоров, на которые идет каждая новая американская администрация, раз за разом пытаясь достичь иного результата теми же методами, что, по определению Эйнштейна, является признаком слабоумия.
Фактически в эти дни США открывают второй фронт поддержки Израиля. Мы его ждали дольше, чем Советский Союз от Америки во время Второй мировой. Но именно благодаря ему была достигнута Победа, которую принято писать с большой буквы.
Владимир Бейдер