– Шалом, рав! У меня на Вас нарекание: Вы говорили, что люди друг друга не слышат. А в последнем номере ЕМ приведена эпистола некоего «мастера дзюдо». Спортсмен решительно утверждает, ссылаясь на своих информированных предков, что в Бабьем Яру не немцы и украинцы евреев и военнопленных расстреливали — а евреи-большевики русских ещё в 30-х. И также ему доподлинно известно, что в немецкой армии во Второй мировой служило 150 000 евреев-«мишле» (наверное, сэр имеет в виду «мишлингов», то есть тех, у кого один из родителей еврей). Ну и прочие мудрости. Историки иное нудят — но есть же люди, которые слышат не токмо соседа — а даже в ветре времён тайные знаки и цифры!
– Реб Арье, опять Вы иронизируете. Действительно, люди часто слышат не то, что есть, а что хотят услышать — и факты и логика мешают им в этом очень мало. К чему Вы вообще апеллируете? К логике?!?
Давайте лучше поговорим между собой и с нашими читателями о том, что является настоящим «слушанием». Мы уже упоминали, что одна из главных «формул жизни» для еврея — «Шма, Исраэль» — начинается с призыва «слушай». Сами эти слова: «Слушай, Израиль! Г-сподь наш Б-г, Г-сподь один!» произнесли в один голос 12 сыновей праотца Яакова (Израиля), когда собрались около его постели. Более того, общеизвестно, что очень многие евреи, даже весьма далёкие от Традиции, стараются произнести эту фразу перед своим уходом в лучший мир.
– Рассказывают, что «Шма» читал даже Генрих Ягода перед расстрелом в 38-м.
– Реб Арье, позвольте я напомню Вам его полное имя: Енох Гершонович Ягода (фамилия, видимо, от «hоду» — «восхваляющий» — как и имя Йеhуда). Ничего удивительно в этом нет. Когда приходит «регеш шель эмет», мгновение истины; когда человек уже себя не обманывает мишурой и суетой — он хочет в последние мгновения жизни прикоснуться к Создателю. Вернуться домой.
Почему именно через «Шма»? В этой фразе заключён глубокий смысл; в ней ключ к постижению сущности иудаизма. Существует огромное количество комментариев, написаны целые книги, посвящённые только этой фразе: «Шма, Исраэль! Адо-ай Элокейну, Адо-ай эхад!» Но, если говорить о её простом смысле, «шма» — это просто призыв: «Послушай!» Мы произносим его дважды в день. Интересно, чтобы человек слышал — ему надо постоянно об этом напоминать!
– И как, помогает? Помнится, в Торе Создатель называет наш народ «кше ореф» — жестоковыйным; в смысле — упрямый, идущий по своей дороге, никого не желая слушать.
– Это хороший вопрос, реб Арье! Да, мы видим, что «существенно статистически значимое» большинство евреев не очень хотят слушать других. Иногда и себя тоже. Поэтому не удивительно, что первый фрагмент «Шма» начинает с концепции любви (человека к Создателю). Именно любовь, а не страх и трепет перед Всевышним побуждают к исполнению Его заповедей.
Если ты кого-то любишь — ты его слышишь. Особенно если делаешь это, как продолжает «Шма»: «всем сердцем, всей душой и всем существом своим».
– Третье переводят и как «всем своим имуществом».
– Да, и такой перевод вполне корректен; если мы что-то отдаём другому — мы становимся больше способны его любить и слышать. Это воспитывает в нас любовь, приближает к нему. Возьмите хотя бы отношение родителей к детям. Слово «хесед» означает на иврите и любовь, и добро (которое кому-то делают).
И второй фрагмент «Шма» начинается с подобного: «И будет, если слушая прислушаетесь». Тора здесь даёт повтор, удвоение и усиление смысла: «слушая прислушаетесь». Только тогда услышите!
– Но дальше сказано: «Повеления, которые Я даю вам сегодня…» Мы же получили заповеди давно-давно, на горе Синай — почему текст подчёркивает, и тоже дважды — «сегодня»?
– Тут есть два аспекта. Первый буквальный: «Будете идти по указанной Мной дороге — то “пошлю Я вам дожди в срок… и соберёшь хлеб свой, и сделаешь вино своё, и масло своих олив…”». Сегодня. Мы видим, что Всевышний даёт материальное благосостояние тем людям, которые слышат (и слушаются) Его. И более того, Он предостерегает: «Чтобы сердца ваши не поддались соблазну, не стали вы служить другим богам и поклоняться им». Иначе: «разгневается на вас Г-сподь и замкнёт небеса… и исчезните вы с лица благодатной земли, которую Г-сподь дарует вам». Говоря о нашем современном бытии, это — про создание себе «других богов»: богатства, независимости, власти, права на распущенность и т. д.
Мы видим чёткое и ясное указание: вы хотите, чтобы у вас всё было хорошо в этом (и в будущем) мире — слушайте, «Я даю вам патент эликсира хорошей жизни». Не хотите — все возможные на земле несчастья ждут вас.
– Вы намекаете на Холокост, погромы, всемирный антисемитизм (с которого я на самом деле и начал беседу)?..
– Я на всё намекаю. Но давайте не станем отвлекаться, мне кажется, читатель полностью видит логику моего рассуждения.
Кроме простого призыва «слушай», в «Шма» приводятся ещё 2 чрезвычайно специфические заповеди: мезуза и цицит. Корах, восставший против Моше и Аарона, оспаривал именно эти две заповеди. Он был человеком, весьма знающим, и «прицепился» к ним неслучайно, хотел их отменить. Корах прекрасно понимал, что именно они постоянно напоминают нам, что мы — евреи, дети и слуги Создателя. Можно сказать, что мезуза и цицит, как и само «Шма», являются символами иудаизма, еврейского отношения к миру.
В мезузе, встречающей и провожающей еврея при входе (и выходе) в дом и комнату, то есть практически постоянно, помещены 4 отрывка из Торы. Два из них — первая и вторая части «Шма, Исраэль». А снаружи на коробочке мезузы рисуется буква «шин» — первая в том Имени Создателя, которое связано со строгим порядком, судом и справедливостью. Цицит же, буквально окружающие еврея-мужчину со всех четырёх сторон, устроены так, чтобы напоминать ему обо всех 613 заповедях Торы. Вы, конечно, знаете, реб Арье, как это получается?
– Есть, сэр! 8 нитей, 5 узлов плюс числовое значение самого слова «цицит» (600) — в сумме дают 613. А в чём Вы меня подозреваете, ребе — разве есть кто-то, на себе цицит носящий — кто бы этого не знал? Это же азы!
– Может, кто-то и есть — но я его пока не встречал. Не обижайтесь, я просто хотел использовать Вас в качестве наглядного пособия. Видите, реб Арье, Вы сами — живое подтверждение того, что эти «свидетельства» на самом деле свидетельствуют. Это как бы молчаливый голос, напоминающий человеку о любви к Б-гу, трепету перед Ним и о Его заповедях.
– Тогда, рав, если позволите, два вопроса: зачем Создатель так печётся, чтобы мы о Нём не забыли, не лишает ли это нас части свободной воли; и второе — что это за «второе», что содержится в простом смысле «Слушай, Израиль»?
– Мне кажется, на первую часть Вашего вопрос ответ очевиден: Он хочет, чтобы мы удостоились всевозможных благ и благословений — в этом мире и в мире будущем; а для этого нужно, чтобы мы шли по указанному Им пути и жили по Его заповедям. Вы ведь помните, что говорит Тора в другом месте: «Жизнь и смерть положил Я перед вами, благословение и проклятье; …жизнь — если послушаетесь (буквально: «слушая прислушаетесь») повелений Моих…».
Ну а второе прямое значение «Шма» — Всевышний требует, чтобы мы не исполняли заповеди механически, но делали это сознательно, осмысленно и с настоящим чувством. Тут, между прочим, и ответ на Ваш вопрос об «уменьшении свободной воли». Отнюдь, происходит ровно противоположное. Свобода человека вырастает от жизни по воле Всевышнего.
– А конкретно?
– Чего уж конкретнее, реб Арье. Вам не приходилось иногда говорить благословение с глубокой каваной, вниманием и намерением — а в другой момент, увы, чисто механически и вовсе не задумываясь? Не расстраивайтесь, я и себя на этом ловлю.
Свобода живущего по заповедям Создателя становится, если можно так сказать, квалифицированней.
– Вы имеете в виду то, что каждая заповедь, как говорят наши учителя, — это некая координата духовной жизни? Парадигма глобального свободного выбора: исполнять её и жить по ней, и как жить — или пренебречь, полностью либо частично, хотя бы в своём сердце? В смысле — делать как робот, по привычке, «потому, что так полагается».
– Я смотрю, реб Арье, Вы не так уж плохо владеете вопросом, что ж Вы под простачка наигрываете?
– Работа такая, рав… И у коллеги по поэтическому цеху, господина Тютчева, научился: «Молчи, скрывайся и таи и мысли, и мечты свои». А если честно — я стараюсь спрашивать Вас как бы от имени читателя, то, что людям интересно. Да и, знаете, на своём учительском опыте я убедился: когда пытаешься говорить о как бы простых и очевидных себе вещах — всегда замечаешь, что они не так уж просты и очевидны…
– Заповеди нам даны тысячи лет тому назад. И для их оживления — даны слова: «если будете исполнять их, любя Г-спода…» Фактически через любовь к Создателю мы получаем, обновляем заповеди каждый день. Подобно тому, как для любящего каждое слово, действие, поворот головы любимого свежи, новы и чрезвычайно значимы.
– То есть Вы хотите сказать, что заповедь «любить Создателя» и «ежедневно чувствовать себя получающим Тору на горе Синай» — это фактически одна заповедь?
– Я бы не сказал, что это одна заповедь, хотя они, конечно, связаны. Есть и другие формы нашего отношения к Б-гу — трепет, послушание и т. д. Но давайте заглянем в текст «Шма» чуть дальше. Сказано: «Повяжите себе их как знак на руку вашу, и да будут они знаками между глазами вашими». Это, как говорят наши мудрецы, заповедь тфиллин (филактерий).
Мы знаем, что тфиллин состоит из двух частей — ручной и головной. Ручной укрепляется на левой руке напротив сердца, а головной — между теменью и местом конца роста волос — надо лбом, вверх от переносицы. Ни в коем случае не на лбу, как отчего-то некоторые думают! Тфиллин, объясняет Рамбан, символизируют, что все наши чувства (сердце) и весь наш разум (мозг) сосредоточены на служении Создателю. А мезузы на косяках дома — это символ того, что вся жизнь в нашем еврейском доме будет протекать в соответствии с требованиями Торы.
– Всё это прекрасно, рав. Но — человек привыкает… Если ты каждый день наматываешь тфиллин, постоянно ходишь в цицит, произносишь заученный наизусть текст… У меня есть стих со словами: «как убийство и разврат, запрещена рутина». Но ведь одно дело настрочить стих, совсем другое — действительно так жить, из минуты в минуту.
– Снова хороший вопрос! Дальше в «Шма» написано: «Чтобы вы, и сыновья ваши, и сыновья сыновей ваших жили в этой хорошей стране так долго, как простёрты небеса над землёй». То есть — речь идёт о продлении жизни и о её высоком качестве! Когда человек понимает, что от чего-то зависит его жизнь — он к этому относится совсем иначе. В том случае, если он понимает…
– А как сделать такое понимание постоянным и реальным?
– Когда человек чувствует реальную угрозу своей жизни — он сделает всё возможное, пойдёт к врачу… А здесь Тора даёт нам конкретный совет: что на самом деле делать? И не нужно много философствовать, чтобы это понять!
– То есть врачи не нужны, можно закрывать клиники?
– Да. Теоретически. Если — действительно «всем сердцем вашим, и всем существом вашим…» Не уверен, что сейчас закрывать самое время. Но вот Вам пример, как это на деле работает. Когда в наших райончиках, где живёт немало соблюдающих Тору евреев, человек плохо себя чувствует, он вызывает не городскую скорую помощь, а «Ацолу», волонтёрскую еврейскую скорую помощь. Он уверен, что помощь появится за пару минут. Это все знают. И не только религиозные евреи, и не только евреи. Почему? Потому, что для этих волонтёров, не получающих ни копейки за свою помощь людям и даже часто тратящих свои кровные деньги, помощь человеку, спасение жизни — это форма служения Создателю. Один из важнейших в таком служении компонентов. Есть заповедь: «Не стой равнодушно над кровью ближнего своего».
– Ребе, про «Ацолу» и ЗАКА все знают, даже прочувствованные вирши пишут. Но — у скольких отношение идёт дальше «Молодцы, парни!»; сколько людей, прежде далёких от Торы, увидев, как достойно ведут себя многие соблюдающие Закон, решили стать одними из них?
– Такие есть, но я, конечно, не считал. Всё это я говорю только для тех, кто хочет услышать. Те, кто услышать не хотят — пусть обращаются к отоларингологу, доктору «ухо, горло, нос». Или к узким специалистам по лечению глухоты.
– То есть Вы пока не предлагаете ехать в Сирию, к Асаду — он-то по профессии офтальмолог, глазник? Но ведь там и уши полечат — сложно не услышать, довольно громко стреляют.
– Зачем же так драматично? Просто — хочется всем нам пожелать научиться хорошо слышать. Лучше — без лишних потрясений.
– Ребе, Вы знаете — чаще люди начинают слушать, когда им на голову выливают ушат холодной воды…
– Реб Арье, это — если нет мезузы, тфиллин, цицит, если «Шма» не напоминает — или если человек крепко заснул в суете. Даже окружённый «напоминаниями». Происходит это, когда мы делаем себе идолов — «любовь», бизнес, умение вертеться… Но и на этот случай у нас есть заповедь Торы: «По обычаям их не ходи». Ходи по обычаям Создателя!
Продолжение следует
Интересно откуда информация что ягода говорил шма?
И вопрос к рэбэ с которым юдаськин вёл беседу:
В «Шма» написано: «Чтобы вы, и сыновья ваши, и сыновья сыновей ваших жили в этой хорошей стране так долго, как простёрты небеса над землёй». Почему рэбэ решил что «в этой хорошей стране» имеется в виду америка?