С волками жить — по-волчьи не выть!

«С волками жить — по-волчьи выть!» — говорят в народе. Значит ли это, что человек, который оказался среди «волков»-негодяев, должен уподобиться им? Можно ли, например, грубо разговаривать с грубиянами? Впрочем, мудрецы Талмуда призывали нас вести себя достойно в любой ситуации: «Даже в месте, в котором нет людей, все равно постарайся быть человеком!»

1(63)
Исраэль Меир Коэн — Хафец-Хаим

Хафец-Хаим увидел однажды человека, который грубо себя вел на постоялом дворе, и направился к нему. Однако хозяин постоялого двора попытался остановить его.
– Этот человек не только не прислушается к вашим словам, но может даже оскорбить вас или ударить! — предостерег он Хафец-Хаима. — Ведь он кантонист, который рос без семьи и еврейской школы среди грубых солдат.
Тем не менее Хафец-Хаим подошел к кантонисту.
– Шалом алейхем! — приветствовал Хафец-Хаим грубияна. — Я узнал, что вас еще ребенком призвали на двадцать пять лет в армию и издевались над вами, пытаясь оторвать от веры отцов, а вы, несмотря ни на что, остались евреем! Вы — герой нашего народа, который достоин великой награды. И как было бы важно, чтобы такой человек, как вы, который даже в армии отстаивал свое еврейство, продолжил жить достойно!
Кантонист со слезами на глазах обнял Хафец-Хаима, слова которого настолько потрясли его душу, что он действительно впоследствии стал достойным евреем…
Рабби Исраэль Меир Коэн (1838–1933) был духовным лидером поколения, автором множества трудов о Торе. Однако одна книга «Хафец-Хаим» («Жаждущий жизни») принесла не только славу, но и буквально имя: его самого стали уважительно называть Хафец-Хаимом. Книга эта посвящена вопросам этики, чистоте речи, преодолению злословия и сплетен. Впрочем, величие Хафец-Хаима заключалось не только в мудрости его книг, но и в его личной праведности: он был олицетворением того, о чем писал и к чему призывал других людей.
Увидев недостойно ведущего себя еврея, Хафец-Хаим решил не молчать, а исполнить заповедь Торы: «Не ненавидь брата твоего в сердце твоем, упрекая, упрекни друга твоего, и не понесешь за него греха» (Ваикра, 19:17). Когда мы видим человека, который грешит, то следует не молчать, храня ненависть в сердце, а обратиться к нему с упреком, пытаясь исправить его. Возможно, он объяснит нам свое поведение, и мы убедимся в ошибочности нашего впечатления. Но если мы правы, то, может быть, он прислушается к нашим словам и исправится. Если же мы проявим безразличие и промолчим, то станем молчаливыми соучастниками преступления. Потому Тора предупреждает: «Упрекни друга твоего и не понесешь за него греха!» Ибо если не упрекнешь, то станешь соучастником греха!
Но если так, то почему хозяин постоялого двора пытался остановить Хафец-Хаима? Дело в том, что если вы точно знаете, что к вашим словам все равно не прислушаются, а ваш упрек вызовет лишь ненужный конфликт, то вы можете промолчать, как сказано в притчах царя Соломона: «Не упрекай насмешника, чтобы он возненавидел тебя; упрекни мудреца, и он полюбит тебя». Впрочем, эти слова обладают удивительной глубиной, указывая нам не только кого упрекать, но и как упрекать. Если ты подойдешь к человеку и с презрением скажешь: «Насмешник, почему ты так плохо себя ведешь?» — то он возненавидит тебя и отвергнет твои слова. Если же ты скажешь ему с уважением: «Мудрый человек, разве этот поступок соответствует твоему духовному уровню?» — то он «полюбит тебя» и прислушается к твоим словам.
Казалось бы, простой совет царя Соломона может использовать каждый, и не только для исправления грешников, но и для того, чтобы манипулировать людьми. Нет, это не так просто, ибо мы ощущаем фальшь, отвергая слова подхалимов, которые действуют в своих, а не в наших интересах. Мы также чувствуем искренность людей, которые указывают на наши недостатки для нашей же пользы.
Секрет огромного влияния Хафец-Хаима состоял в его искренней любви к людям, которую ощутил даже грубый кантонист, принявший его деликатный упрек.
Если мы видим праведного человека, который не поглощен своими личными интересами, то начинаем доверять ему, веря, что он искренне заботится о нашем благе.
Царь Соломон так завершил свою Книгу Экклезиаста: «Последнее слово будет услышано: перед Всевышним трепещи и заповеди Его соблюдай, ибо в этом — вся (суть) человека» (Экклезиаст, 12:14).
Когда слово будет услышано людьми? Когда произносящий его человек сам прислушивается к слову Всевышнего, трепещет перед Ним и заповеди Его соблюдет, объясняет Магарша…
Почему сказано дважды «упрекая, упрекни друга твоего»? Упрекая друга, ты должен одновременно упрекать и исправлять себя. Если ты заметил недостаток в другом человеке, то, прежде чем упрекать его, спроси себя: «Нет ли и во мне этого недостатка?» Ибо Всевышний показывает человеку недостатки других, для того чтобы он научился, как в зеркале, видеть в других людях свои собственные недостатки и исправлять их, учил Бааль Шем Тов.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 3,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора