– Полтора года назад у меня умерла жена, я остался вдовцом с двумя малыми детьми. Я еврей, жена была русской, дети, значит, неевреи. Как я должен их воспитывать дальше? Не так давно заинтересовался еврейством и вот теперь не знаю, что делать с воспитанием детей. Имею ли я право за них сейчас определить их судьбу и готовить их к гиюру? Сыну 6 лет, дочке 3 годика. К тому же меня беспокоит, что по еврейским законам я должен жениться, но боюсь, что мачеха будет плохо обращаться с детьми… Сейчас мне с детьми помогают мама и теща, а также жена моего брата и сестра жены.
Александр, Россия
– Прежде всего, подчеркну, что для Вас сейчас, на мой взгляд, жизненно важно не сворачивать с найденного Вами правильного пути. Наоборот, по мере сил и возможностей, последовательно и интенсивно приближаться к еврейскому образу жизни. И теоретически, и практически.
Под определением «теоретически» подразумеваю учебу: изучение Торы, нашего мировоззрения, наших законов и традиций. Вширь и вглубь, насколько позволят Вам обстоятельства. Ну а что касается практики — это реальное соблюдение в повседневности наших законов: шаббата, кашрута и т. д. Естественно, включая ежедневные молитвы, выполнение заповеди о тфилин и других.
Теперь — о детях. В принципе, Вы правы: мы никого к себе не зазываем, никого не заставляем становиться евреями и, вообще, ни в какой форме не занимаемся миссионерством. Однако речь в данном контексте идет лишь о взрослых людях. У Вас же иная ситуация. Вам как раз совершенно не нужно сосредотачиваться на том, что Ваши дети — неевреи. Вы им и отец, и мать. Когда они немного подрастут, уже в ближайшие год-два, им можно сделать условный гиюр, который они должны будут подтвердить, став совершеннолетними. Так что Вы в полном праве воспитывать их в русле еврейской традиции, и никакой — ни моральной, ни юридической — проблемы в этом нет. Но зато есть другая, чрезвычайно серьезная и исключительно важная: как организовать жизнь семьи, чтобы никто не мешал Вам растить и воспитывать детей согласно Вашим представлениям об их воспитании и образовании.
В Вашей семейной истории все действующие лица (кроме, разве что Вашей мамы) невероятно далеки от целей и задач еврейского воспитания детей. Отсюда следует, что те правильные задачи, которые перед Вами стоят, если не менять контуры их реализации, практически неосуществимы. Даже если Вам удастся построить собственную жизнь на основе еврейских законов.
В природе нет вакуума. И бабушкам, другим Вашим родственникам, да и всем вокруг надо, контактируя с детьми, о чем-то с ними разговаривать, читать им книги, отвечать на возникающие у них многочисленные вопросы, попутно транслируя им какие-то идеалы и устремления.
Все это звучит печально и пессимистично… Но, к счастью, у Вас есть реальный выход из ситуации. Вы — еврей. И у Вас есть все возможности и все права — и моральные, и юридические, чтобы вместе с детьми переехать в Израиль.
В Израиле у Вас есть практически стопроцентный шанс встать на ноги самому и поставить на ноги своих детей. Что может быть благороднее и красивее такой перспективы? Не бойтесь трудностей. Если смотреть в корень проблемы и вообще понимать, в чем состоит смысл человеческой жизни, трудностей, которые, несомненно, у Вас будут (и есть у нас всех), в Израиле будет неизмеримо меньше (и по количеству, и по качеству), нежели в том месте, где Вы живете сейчас.
И наконец — последнее. Действительно, плохо человеку быть одному. Вы поступите хорошо и правильно, если женитесь на женщине, с которой можно будет создать настоящий еврейский дом. В своем письме Вы высказываете сомнения, найдется ли такая женщина, которая будет хорошо относиться к Вашим детям. Открою Вам в этом вопросе важную мудрость. Ни в коем случае никогда не женитесь на женщине, которая не будет любить Ваших детей. Ибо это будет попросту означать, что она не любит Вас. Так что, как видите, проблем с созданием семьи у Вас быть не должно. Если Вы будете руководствоваться обозначенным здесь принципом, у Вас не будет такой жены, которая не станет Вашим детям хорошей и доброй наставницей.
Рав Элиягу ЭССАС
Evrey.com