– Известно, что мусульмане относят собак к «нечистым» животным. По-видимому, иудаизм – тоже? Можно держать собаку во дворе? Если да, то что делать с собакой зимой?
Александр, Торонто, Kaнада
– Поскольку об отношении ислама к собакам мне нечего сказать, то я сразу же перехожу к разговору о том, какое место отводит собакам еврейская традиция. Понятие «чистое» или «нечистое» животное исторически связано, прежде всего, с его пригодностью или непригодностью для приношения в Храме. Пригодные для этого животные (если коротко, это – парнокопытные, жующие жвачку) считаются – «чистыми». Остальные, в том числе и собаки, в данную категорию не попадают.
Наша традиция не рекомендует держать собак в доме по нескольким причинам: собака может испугать входящих людей, в частности тех, кто собирают деньги на филантропические цели (цдака).
Если же собака все же живет у кого-то дома, то на время молитв или произнесения благословений (например, перед трапезой или после еды) ее следует выводить в другую комнату.
Разрешается держать собак в населенных пунктах, где существует опасность бандитских нападений и т. п. Однако в таких случаях собак держат, как правило, во дворе и днем – обязательно на цепи, а по ночам – с цепи спускают.
Когда погодные условия не позволяют держать собаку во дворе (в период дождей и зимних холодов), ее впускают в дом. Но при условии, что кто-то будет следить и ухаживать за ней (не только кормить, но и мыть).
– Как организовать и провести бармицву моего внука у Стены Плача?
Михаил, Яффо, Израиль
– Площадь перед Стеной Плача имеет статус синагоги. На этой площади читают молитвы. Некоторые приходят сюда, чтобы прочитать Теилим (Псалмы царя Давида) или просто – для духовного возвышения. Нижние ряды камней этой стены – остатки стены Иерусалимского Храма, которой был обнесен храмовый двор.
Утром, в понедельник и четверг, когда читают свиток Торы (во время молитвы шахарит) и к чтению «вызывают» трех человек, здесь, на этой площади одновременно собирается где-то до десяти миньянов. В некоторых «главным героем» становится мальчик, которому в этот день или за несколько дней до этого исполнилось 13 лет (дата его 13-летия определяется, разумеется, по еврейскому календарю).
Обычно этот миньян организуют члены семьи и друзья «виновника торжества». Однако если отец ребенка или его родственники и друзья не умеют сами организовать миньян и провести молитву и чтение свитка Торы, как полагается в таких случаях, по всем правилам можно присоединиться к миньяну, организованному другими людьми.
Советую поступить так:
1. Ответственному за проведение бармицвы у Стены Плача надо прийти туда в понедельник или четверг за 1-2 недели до торжественного события. Желательно быть там в 7-8 утра, чтобы посмотреть, как организуются миньяны, особенно те, в которых отмечают бармицву.
2. В день праздника прийти к Стене Плача в 7-7.30, в крайнем случае, в 8 часов утра, и присмотреться, где начинает собираться миньян. Если вы присоединитесь к ним, необходимо предупредить, что среди вас будет мальчик, празднующий бармицву (его ведь должны вызвать к Торе, а вызывают только троих, не более, если в миньяне нет коэна; если есть – то его одного). Постарайтесь найти миньян поближе к перегородке, разделяющей «мужскую» и «женскую» стороны площади у Котеля, чтобы и женщины могли видеть вызванного к Торе мальчика.
3. Если мальчик не прошел специального обучения и не знает, как надевают тфиллин, как читают благословения до и после алия ле-Тора (вызов к Торе), нужно, чтобы он занялся этим не позже чем за два месяца до события. Необходимо приобрести для него тфиллин.
4. После молитвы желательно вместе с родственниками и друзьями отметить это замечательное событие в каком-нибудь кафе (например, в Старом городе).