Кандидаты Американского Форума на выборы во Всемирный Сионистский Конгресс Светлана Портнянская: «Считаю себя частью Израиля»

Известная певица, кантор, активный член еврейской общины.

Светлана Портнянская
Светлана Портнянская

Пятый пункт

Я всегда хотела петь. Мой папа, хоть и работал инженером, окончил Киевскую консерваторию и очень хорошо пел — у него был прекрасный баритон. Да и почти вся семья со стороны папы музыканты. Я росла с его музыкой, его игрой, его пением. И мне во всем хотелось его повторять.
Желание осуществилось: окончив фольклорное отделение вокального факультета Музыкальной академии имени Гнесиных, я пришла в Москонцерт. Тогда меня и услышал художественный руководитель и директор только что созданного Московского еврейского театра «Шалом» Александр Левенбук. К слову, возник «Шалом» как бы на базе Еврейского камерного театра Соломона Михоэлса, и произошло это в 1988 году — ровно через 40 лет после убийства Михоэлса.
Левенбук пригласил меня в свой театр солисткой в музыкальный спектакль. И хотя к этому моменту мое знание еврейской культуры ограничивалось сестрами Берри, я приглашение приняла.
Спектакль «Пятый пункт» мы возили по стране. За три года я с «Шаломом» объездила весь Советский Союз. Понятно, что название постановки привлекало в основном еврейскую публику. К тому же на эти годы — 1989–1990 — пришелся массовый отъезд евреев, и наш спектакль оказался как нельзя кстати: он служил дополнительной моральной поддержкой отъезжающим, своего рода обоснованием правильности их решения, ну и, разумеется, средством укрепления национальной еврейской идентичности. Наши выступления превращались в сумасшедшие, очень эмоциональные акции.

Ступень к Парнасу

Сейчас это трудно себе представить, но тогда… Шутка ли! Евреи получили свободу — свободу выбора. И для многих это стало настоящим эмоциональным потрясением, которое выплескивалось на моих концертах. У меня возникло ощущение, что я играю в этом действе необычайно большую роль, что на мне лежит какая-то особая миссия. А еще совершенно неожиданно для меня самой появилось чувство единения со своим народом.
Эта убежденность привела меня к победе на международном фестивале-конкурсе поп- и рок-музыки «Ступень к Парнасу». Согласилась я выступить на этом конкурсе при условии, что исполнять буду еврейские песни. Сказала себе: «Знай наших!» — и получила первое место.
Тот фестиваль стал моей первой «акцией протеста»: ведь я пела еврейские песни в прямом эфире советского телевидения со звездой Давида на шее. Впрочем, тогда это был скорее акт самоутверждения, поиск своего репертуара, своего творческого стиля.
На волне той большой победы я и отбыла в Америку с сольным концертом еврейской музыки — 4 февраля 1991 года.
Но если честно, то это был тщательно подготовленный побег. С собой у меня были все документы, необходимые для подачи прошения о политическом убежище, в том числе и письма с угрозами в мой адрес, которые приходили на телевидение и в театр «Шалом».

Мировое наследие

Политическое убежище я получила очень скоро. И тут же, по совету друзей, начала учиться канторскому пению: сначала в Jewish Theological Seminary в Нью-Йорке, потом в University of Judaism в Лос-Анджелесе. К 1994 году я умела читать на иврите, исполнять праздничные и субботние молитвы, вести службы. И с тех пор вот уже 20 лет служу кантором синагоги
Лос-Анджелеса.
Убеждена, что канторское пение, такое же древнее, как сама синагога, — часть мирового музыкального наследия. К сожалению, эта музыка, которую, на мой взгляд, надо слушать, редко покидает стены синагог.
Я отношусь к своему призванию как к самой жизни. Серьезно. Без халтуры. Без лжи. Без фальши.
Делаю то, что начала когда-то в «Шаломе». Правда, за прошедшие годы я очень укрепилась и в своем еврействе, и в своем отношении к Израилю. Не могу оставаться в стороне от происходящего там. Хочу участвовать, приносить пользу.

Мой сионизм

Будучи человеком с принципиальными воззрениями, я всегда интересовалась политикой, участвовала в важных политических акциях. Но, пожалуй, впервые смогла себя выразить по-настоящему, когда стала владелицей газеты «Контакт» в Лос-Анджелесе и получила время в телеэфире. Мы публиковали множество материалов, посвященных Израилю, участвовали в произраильских манифестациях. Однако и после продажи газеты я осталась в активе Еврейской федерации Лос-Анджелеса, также входила в жюри Международного музыкального конкурса «Золотая Ханукия».
Я понимаю, что артисты, люди моей профессии, — публичные фигуры, к ним приковано больше внимания, порой их слова и высказывания непропорционально, с неоправданной силой будоражат общественное сознание. Уже хотя бы поэтому я чувствую особую ответственность не только за свои взгляды, свою позицию, но и за форму выражения, за то, как я доношу их до слушателей. Когда я вижу слезы, радость, удивление или восторг на лицах публики на моих концертах, то знаю, что меня слышат и понимают и все, что я хочу выразить, что храню в себе, доходит до умов и сердец.
Так почему же мой певческий голос не может стать голосом моей совести и моего сознания, почему не использовать дарованные мне силу и влияние во благо Израиля!
Я бываю в Израиле очень часто, стараюсь вникать во все перипетии, повороты и изгибы тамошней жизни.
Уже давно я там не турист. Езжу по стране, выступаю с концертами, встречаюсь с родственниками и друзьями. Это близкая, родная мне страна, и по мере сил я хочу участвовать в ее делах.
Вот уже 25 лет я являюсь еврейской певицей и кантором. За эти годы я объездила почти все страны мира: и те, где есть еврейские общины, и те, где нет их. И не изменяла своему репертуару — везде и всегда пропагандировала еврейскую музыкальную культуру.
Что может быть доступнее и понятнее, чем музыка?
Я вся соткана из музыки и культуры моего народа. Это МОЙ сионизм.
Уверена, он найдет свое место во Всемирном сионистском движении, если мне посчастливится стать депутатом Конгресса.

Беседовала Наоми ЗУБКОВА

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора