Брисбен, Австралия, очередной саммит G20 — «Большой двадцатки». Его планировали как экономический — чтобы согласовать комплекс мер для обеспечения роста глобальной экономики, но жизнь внесла коррективы, и главной темой саммита стало осуждение российской агрессии против Украины.
Премьер-министр Австралии Тони Эбботт заранее предупреждал, что задаст Путину жесткие вопросы насчет сбитого «Боинга». Встреча с ним, как и с другими лидерами государств, не сулила Путину радости. Так надо ли было ем
у туда лететь? На что он надеялся? Ну явный был просчет, я считаю. Мог ведь, сославшись на свою занятость неотложными государственными делами, послать на саммит, например, Медведева. С того бы как с гуся вода. А заявившись лично, получил лишь посрамление, и возвращаться домой ему пришлось не только, как говорится, несолоно хлебавши, но и наоборот — весьма солоно там нахлебавшись.
Вот пример из отчета «Голоса Америки»: «Премьер-министр Канады Стивен Харпер очень жестко по дипломатическим меркам побеседовал с российским президентом Владимиром Путиным… Премьер беседовал с другими лидерами, когда в помещение вошел Путин. Он подошел к Харперу и протянул ему руку. “Я, наверное, должен пожать вам руку, — откликнулся Харпер, — но могу сказать вам только одно: вы должны убраться из Украины”. “Это невозможно, потому что нас там нет”, — сказал Путин».
Приведу в связи с этим цитату с передовицы лондонской Times: «Во время поразительной (по стандартам саммитов такого уровня) сцены, когда российский лидер встретился с премьер-министром Канады, Путина прямо в лицо назвали лжецом».
«Если Россия не прекратит дестабилизацию ситуации в Украине, вам могут грозить новые санкции», — заявил Путину премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. А президент США Барак Обама на встрече с европейскими лидерами (без Путина) обсудил возможные санкции в отношении России «в свете новых доказательств того, что Москва отправляет дополнительные войска и оборудование в Украину в нарушение сентябрьского перемирия». К тому же в речи, произнесенной в зале местного университета, Обама заявил, что наряду с террористической группировкой ИГИЛ и вирусом Эбола угрозой миру является российская агрессия в Украине «и доказательством этому может служить сбитый самолет MH17».
Неотвратимость наказания за сбитый «Боинг» снова нависла над Путиным, когда премьер-министр Австралии Тони Эбботт прямо предложил ему принести извинения и выплатить компенсации семьям погибших.
Как пишет австралийское издание The Age, «Путин и Эбботт проговорили об этом около 15 минут в жестком тоне, и Эбботт выразил уверенность в том, что MH17 был уничтожен ракетой, выпущенной с установки, которую привезли из России, а после крушения самолета отвезли обратно». Представитель российского посольства в Австралии немедленно выступил с опровержением. Он объявил утверждения Эбботта голословными, поскольку «нет доказательств вины какой-либо из сторон в произошедшем».
Заметим здесь оговорку о «какой-либо из сторон», чтобы перейти к очередной лжи, сенсационно преподнесенной миру российской стороной конфликта. Как раз перед саммитом G20, работая на опережение, российское государственное телевидение обвинило в крушении лайнера Украину.
За день до открытия саммита на Первом канале российского телевидения в программе «Однако» с опровержением утверждений Эбботта выступил ее ведущий Михаил Леонтьев. «Известно, — сказал он, — что на саммите в Брисбене австралийский премьер грозится задать нашему президенту в жесткой форме вопрос о малайзийском “Боинге”. Попробуем облегчить ему задачу». И «облегчил», представив фотографию, сделанную якобы «с американского или английского» спутника-шпиона, на котором «отчетливо виден пуск ракеты из-под левого крыла истребителя точно в кабину пилотов».
Подобные версии запускались российской стороной и ранее, причем были безоговорочно осмеяны как безграмотные и нелепые. И вот спустя пару месяцев обновленная версия явилась со ссылкой на какого-то неведомого американца, якобы приславшего эту фотографию электронной почтой. Не прошло и дня после леонтьевской сенсации, как представленная им фотография была определена профессионалами как грубая и неумело сделанная фальшивка. В ее основу, как оказалось, была положена фотография двухгодичной давности, и «Боинг» на ней не тот, и истребитель пристроен не тот, да и всё прочее нелепо, то есть с сенсацией получился позорный провал.
И тут возникает вопрос: неужели фальсификаторы не могли слепить нечто более убедительное? Очевидно, могли, но спешили, чтобы к саммиту G20 у Путина был наготове ответ Эбботту. Путин этой услугой не воспользовался, и Леонтьев в кулуарах саммита не прозвучал. А в России он был снова опорочен и на расспросы ничего, кроме ругани, ответить не мог (есть ролик на youtube.com). Леонтьев в России давно «Блевонтьев», и речь здесь не о нем, в очередной раз севшем в лужу предсказателе краха американского доллара по сравнению с российским рублем. Речь здесь о кремлевских стратегах, явно озабоченных угрозой разоблачения, которая, как ни затягивается расследование гибели рейса МН17, все-таки приближается, никаким враньем ее не остановить, вот и заметались.
То, с чем президент России встретился в Австралии, явно его расстроило. «Не думал, не гадал он, никак не ожидал он», как пелось в детской песенке, такого вот холодного приема на представительном международном форуме. И встретили его там непочтительно (в отличие от приема высокочтимых, встретить Путина в аэропорту было поручено третьестепенному чиновнику), и проводили не по чину (на прощанье в аэропорту он пожал руку сопровождавшему его полицейскому).
Уже в первый день саммита кто-то предположил, что Путин покинет его досрочно, но этот слух был решительно опровергнут его пресс-секретарем Песковым. Обычно он в курсе мыслей шефа, но после дня неприятных встреч, в том числе и с Ангелой Меркель, мысли Путина обрели иной ход, и утром следующего дня, когда все участники саммита собрались на рабочий завтрак, он, сославшись на усталость, объявил, что улетает. «Нам отсюда до Владивостока лететь девять часов и от Владивостока до Москвы еще девять часов. Еще надо до дома добраться и в понедельник надо на работу выйти. Хотя бы четыре-пять часов надо поспать», — объяснил он журналистам. Вспомнилось, что пашет он «как раб на галерах», но ссылка на дальность и продолжительность полета, возможно, была бы уместной для отказа от участия в саммите, а в качестве обоснования досрочного отбытия она выглядит нелепо.
Подведем итоги впечатлений этих дней. В смысле предвидения того, что возможно в ближайшем будущем. На мой взгляд, то, что произошло на саммите «двадцатки» в Австралии, можно уподобить холодному душу для российских стратегов, сделавших ставку на раскол Запада. Продолжающаяся наглая агрессия и сопровождающая ее нахальная ложь наконец-то консолидируют Запад.
Признаком этого может служить заголовок передовицы лондонской Times, посвященной итогам саммита G20, — «Держать строй». «Быть на грани войны либо капитулировать — альтернативы нет», — считает Times. Как мне кажется, для гордых британцев быть на грани войны естественней, чем капитулировать, и это радует, а что касается альтернативы этим крайностям, то ею в прошлом была так называемая минская договоренность, обернувшаяся грубым обманом наивных джентльменов со стороны принятого ими в компанию питерского шулера. Этот урок должен еще многим открыть глаза. Например, главе МИД Германии Франку Вальтеру Штайнмайеру, социал-демократу и, если по-ленински, соглашателю.
Вот что пишет германская газета Handelsblatt о расхождениях в правительстве страны: «Лидер христианских демократов Меркель утверждает, что Путин ставит под сомнение мирный порядок в Европе и Запад не должен пытаться его умиротворить. Штайнмайер предупреждает, что политика не должна становиться “ареной конфронтации”. Для Путина это самый благоприятный сценарий: германское правительство может отказать ему в поставках продовольствия и промышленных товаров, однако бесплатно снабжает его двумя противоречащими друг другу видами внешней политики». Вот именно так: как только германское правительство и весь Запад перестанут подпитывать амбиции Кремля противоречащими друг другу видами внешней политики, ситуация начнет меняться к лучшему.
Как она будет меняться — трудно сказать, поскольку конфронтация уже зашла слишком далеко, и, чтобы Путин смог дать своей машине задний ход, Западу, мне кажется, не обойтись без нового раунда санкций. Не таких, какими недавно Евросоюз удивил, пообещав расширить список санкционированных персон включением в него еще каких-то имен донецких и луганских пешек, а по-настоящему серьезных и действенных, которых в арсенале Запада предостаточно. Наращивая санкции, вероятно, еще можно провести по отношению к Путину «принуждение к миру».
Речь не идет о стремлении США «подчинить Россию своему влиянию» или «решить свои проблемы за счет России», как Путин по возвращении из Австралии старался убедить своих соотечественников на форуме Общероссийского народного фронта. Речь идет о том, чтобы Запад отвернулся от Путина и посредством умных санкций перестал помогать ему губить Россию. Санкции против режима Путина в конечном счете окажутся не против России, а за нее, за стремление ее народа к демократии и достойной жизни. Граждане России начинают понимать, чем им грозит изоляция от западной цивилизации. Австралийский саммит «Большой двадцатки», где неприязнь обрушилась не на Россию, а лично на Путина, а также и его ретирада, похожая на постыдное бегство, этому пониманию, надеюсь, поспособствуют.
«Бабье лето» — в книгу Ларисы Ицкович вошли стихи о любви, о смысле жизни, а также сказки и стихи для детей.
«О людях и книгах» — сборник статей Семена Ицковича на актуальные темы литературной и политической жизни, о встречах автора с творческими людьми.
Стоимость каждой книги, включая почтовые расходы, $15. Заказать книги можно, прислав чек по адресу: S. Itskovich, 551 W. Huntington Commons Rd. Apt. B 125 Mount Prospect, IL 60056