Смена президентов в Израиле прошла под знаком войны. Из-за боевых действий в Газе церемония была весьма скромной. Народ Израиля, вдоволь насладившийся шумными скандалами в ходе предвыборной компании, был уведомлен, что победивший в президентской гонке Реувен Ривлин отличается большой личной скромностью. Новый «отец родной» пришел на смену Шимону Пересу, прославившемуся, кроме прочего, неистребимым желанием показаться и выступить по любому поводу, начисто позабыв, что президент в Израиле – фигура номинальная, почти декоративная.
От скромного преемника израильтяне ожидали, что он, как минимум, не будет выступать по каждому политическому аспекту – для этого у нас существуют политики всех частей спектра.
После начала президентской каденции прошло, прямо как в романе, несколько дней.
12 августа из канцелярии Ривлина сообщили: президент государства принес свои извинения за оскорбительные заявления в адрес Бразилии, государства, с которым Израиль связывает давняя и тесная дружба.
«Вот так номер», – растеряно пробормотали, громко воскликнули и шумно вздохнули израильтяне, каждый в меру своего темперамента. И были совершенно правы. Какие извинения? За что?
В двух словах напомним историю вопроса. В разгар операции «Нерушимая скала» Бразилия отозвала своего посла в Израиле – «для консультаций», которые вылились в заявление бразильского МИДа с осуждением непропорционального применения силы Израилем в Газе. Не могут передовые граждане этой весьма далекой от сектора Газы страны спать спокойно, когда умирают несчастные боевики ХАМАСа, когда взрываются склады ракет в школах и ответным метким огнем ЦАХАЛа подавляются огневые точки, размещенные на территории больниц. Буквально, не может Бразилия молчать, видя, как гражданское население Израиля отсиживается под защитой «Железного купола» в то время, как мирные жители Газы выполняют роль живого щита для своих правителей. Взвесив все эти аргументы, Бразилия недрогнувшей рукой махнула своему послу, чтобы покинул он пределы неприлично сильного Израиля. Другую руку экспансивные латиноамериканские парни подняли за создание комиссии ООН по расследованию преступлений Израиля в секторе Газа и других территориях, включая Восточный Иерусалим.
На этом вполне себе напряженном витке развития, а точнее, торможения дипотношений между двумя странами выступил пресс-секретарь МИД Игаль Пальмор, который совершенно справедливо и к тому же метко заметил:
«Настоящая жизнь — не футбольный матч. Непропорциональное применение силы — это победа со счетом 7:1. Но никто же не говорит, что это противоречит нормам международного права. У Бразилии огромная территория, но с дипломатической точки зрения она карлик».
Как уж там восприняли бразильцы сообщение о невеликой роли их страны на дипломатическом фронте, лично мне ничего неизвестно. Может, заплакали, а может, обиженно закричали. Или, скажем, волосы на себе стали рвать. Во всяком случае, их, по-видимому, потребовалось утешить. В роли утешителя выступил ни кто иной, как новоизбранный президент Израиля. Скромный Р.Ривлин поспешил к своей бразильской коллеге по нелегкому президентскому ремеслу Дилме Руссефф с извинениями и заверениями в государственном почтении.
Интересно, а госпожа президент со своей стороны извинилась перед Израилем? Может быть, она признала необоснованность своих обвинений? Или высказала неодобрение террору как таковому? Увы, увы, нет ответа на эти вопросы.
И естественным образом напрашивается еще один сакраментальный вопрос: до каких же пор мы будем просить прощения у тех, кто поддерживает наших врагов?
Нет, мы не настолько наивны, чтобы не понимать смысла и значения дипломатических отношений между странами вообще и между Израилем и Бразилией в частности. Худой мир лучше доброй ссоры, следует находить точки соприкосновения, и т.д. Только вот за все надо платить, и всему есть своя цена. На наш взгляд, унижения на государственном уровне это слишком высокая цена за какие бы то ни было дипломатические контакты. Непомерно высокая. Имидж страны, ее победа в информационной войне ничуть не менее важны для Израиля, чем успехи на бранном поле, и торопливые расшаркивания перед недоброжелателями совершенно не способствуют повышению уважения. Весьма печально, что именно президент не понимает этих простых истин. Неплохо бы г-ну Ривлину отличать личную скромность от государственной гордости. А еще лучше скромно так не выступать по каждому поводу, предоставив решать вопросы межгосударственных отношений профессиональным дипломатам.
Автор — Дина Меерсон