С разрешения, испрошенного мной у автора — Фаины Кравченко, предлагаю читателям «Еврейского Мира» ознакомиться со статьей, опубликованной в чикагской русскоязычной газете «Реклама».
«Вирус антисемитизма с невероятной скоростью распространяется по всему миру. И если мы не дадим ему отпор, расплачиваться за это придется нашим детям.
Судите сами. Знаменитая Metropolitan Opera 15 ноября приглашает на премьеру оперы “Смерть Клингхоффера”. Автор музыки — ведущий современный американский композитор Джон Адамс, либретто — Алиса Гудман.
Опера основана на трагических и, увы, реальных событиях: в 1985 году террористы из Организации освобождения Палестины захватили пассажирский пароход “Акилле Лауро” и убили одного из отдыхавших — американского еврея Леона Клингхоффера. Леон, прикованный к инвалидной коляске, был застрелен и брошен за борт на глазах у жены и других пассажиров.
Казалось бы, все предельно ясно: с одной стороны, потерявшие человеческий облик бандиты, с другой — невинная жертва… Но авторов оперы такая трактовка событий не устроила, они пошли другим путем, стараясь дать равное “право голоса” обеим сторонам палестино-израильского конфликта.
Равноправие не получилось: убийцы здесь представлены борцами за свободу. Террористы торжествуют на сцене, они радостно поют об убийстве беспомощного старого человека и с надрывом — о своих “страданиях”, оправдывающих это убийство.
Пару лет тому назад опера “Смерть Клингхоффера” была поставлена на сцене Лондонского оперного театра, так там по ходу действия хористы выбегали из зала на сцену с оружием в руках и в масках, инсценируя захват парохода. Иначе, как героизацией террора, этот эпизод назвать нельзя. Безнравственно и преступно делать героев из террористов и головорезов.
Пожалуй, не стоило бы писать об этом “произведении искусства”, если бы не одно обстоятельство: одновременно с премьерой в Metropolitan Opera (15 ноября) в двух тысячах кинотеатров шестидесяти пяти стран мира состоится прямая трансляция оперы в рамках программы Live in HD. Представляете, какую вспышку антисемитизма может вызвать показ этой оперы?»
Представляю. Возмущен и встревожен. В рамках этой программы мы просмотрели много оперных спектаклей Metropolitan Opera. Впечатления разные и неровные. О дурацкой постановке оперы Бородина «Князь Игорь» я даже написал критическую статью, упомянув заодно и другие досадные упущения. Среди разных спектаклей посмотрели даже «Валькирию» Вагнера (в 2011-м). С отвращением к ее автору-антисемиту, но из любопытства.
Я в музыке только любитель, но рискну заявить, что в этой опере кроме момента, известного как «Полет Валькирии», ничего музыкально привлекательного не нашел. Дирижировал тогда Джеймс Левайн, он радостно улыбался и раскланивался, а я к этому лощеному американскому еврею за Вагнера потерял уважение. Заодно и к руководству Metropolitan Opera, в последние годы безоглядно взявшемуся за популяризацию дурнопахнущих (если не в музыкальном, то в общечеловеческом смысле) вагнеровских опер.
Похоже, что увлечение наследием Вагнера логически привело Metropolitan к поиску партитуры оперы Адамса, антисемитской и романтизирующей терроризм, как справедливо оценил эту оперу американский музыковед Ричард Тарускин в рецензии, опубликованной в New York Times 9 декабря 2001 года, в то ужасное время, когда страна была потрясена трагедией 11 сентября. Эту трагедию кто-то хочет забыть и извратить, и вот романтизация терроризма уже находит сторонников даже в сфере искусства!
Читаю в программке Metropolitan Opera фамилии спонсоров. Еврейские фамилии. Обидно и возмутительно. Следят ли неразборчивые меценаты за репертуаром театра?
Надо что-то делать. Призываю к петициям и общественному протесту, к пикетированию театра в Нью-Йорке, к обращению в Антидиффамационную лигу и другие еврейские и правозащитные организации, чтобы намеченная на 15 ноября антисемитская премьера не состоялась.
P. S. Пока писал вышеприведенное, пришла новость: эта премьера в Metropolitan Opera не состоится. Однако тревога снята лишь отчасти, и успокоения нет. Поясню подробней.
Дочери убитого террористами Леона Клингхоффера — Лиза и Ильза Клингхоффер — в своей борьбе с театром обратились в Антидиффамационную лигу. Ее главе Абрахаму Фоксману пришлось провести целую серию переговоров с гендиректором Metropolitan Opera Питером Гелбом, прежде чем ему удалось того убедить отказаться от анонсированной премьеры. С явной неохотой и с несостоятельной попыткой самозащиты: «Я убежден, что эта опера не является антисемитской по духу. Вместе с тем мне известно, что в мировом еврейском сообществе существуют опасения, связанные с тем, что прямая трансляция “Смерти Клингхоффера” была бы неуместна в условиях растущего антисемитизма, в особенности в странах Европы».
А не «в особенности» и в США, чему анонс антисемитской оперы, да и высказанное убеждение мистера Гелба, что «эта опера не является антисемитской по духу», служит явным для нас предупреждением: от поклонников Вагнера в Metropolitan Opera можно ждать рецидивов. Если опера Адамса «не антисемитская по духу», а только антисемитская по действию, то от неразборчивых меломанов можно ждать и сюрпризов, подходящих им как по действию, так и «по духу».
Пример показала Европа. В Германии, в Дюссельдорфе, с месяц назад прошла новая постановка оперы Вагнера «Тангейзер», на этот раз вполне в вагнеровском духе — с концлагерем времен Холокоста на сцене, с нацистами, расстреливающими семью, предварительно обрив всем головы, с прозрачной газовой камерой, где показаны люди, задыхающиеся в дыму…
Зрители покидали зал, громко хлопая дверью. Еврейская община Дюссельдорфа выразила протест. Администрация театра после дебатов отменила новаторскую постановку «Тангейзера», но что я хочу особо здесь отметить, так это то, что именно наследие Вагнера — и его звериные проповеди, и его звериная музыка — в целом порождает чудовище нацизма.
И что за страсть такая к вагнеровскому изуверству? Столько прекрасных опер хотелось бы увидеть в репертуаре Metropolitan: «Набукко» Верди, «Дочь кардинала» Галеви, «Пиковую даму» Чайковского, «Демона» Рубинштейна… Так нет, не ставят, на Вагнере помешались.
Известно отношение к Вагнеру в Израиле, но известны также музыкальные авторитеты, пытающиеся нас убедить, что Вагнер как человек — это одно, а его музыка — совсем другое. Они ошибаются: и то и другое одного пошиба. Появление нацистов на оперной сцене в Дюссельдорфе это неопровержимо доказывает. И руководству Metropolitan Opera надо было бы усвоить этот дюссельдорфский урок.
1 комментарий к “Тревожный сюжет. Еще раз о Metropolitan Opera”
Обсуждение закрыто.
Sorry, my comp speeks only Engish. But I have another terrible headache. I can not recall where did I read it today, but dockers of Oakland, sea port Nort of Los Angeles, refused to serv Israeli ship belonging to major Israeli Co «Hand out of Gaza». Also, it was an interview with Arab leader and pictures of huge demonstration of all colors of people.
I was on the pro-Israeli demo on July 13 in Los A. Sousands Jews and Christians for Israel. News have shown only about couple dozens arabs.
Where are we going??? Heat the ring while there hope is the time!!!
Arkady