Народная мудрость шлифуется веками, словно камень на морском побережье. Фольклор придает силу языку, являясь украшением литературы и искусства. В культуре каждого народа составной частью является его неповторимое, самобытное народное творчество. И чем богаче, чем древнее культура народа, его история, искусство, тем богаче, многокрасочнее его фольклор, тем колоритнее его песни, притчи, пословицы, легенды – они становятся подлинным кладом (на идиш – а ойцер) своего народа.
Мне хочется представить притчи мудрецов из польского города Хэлм, ставших героями еврейского фольклора, характеризующиеся еврейскими афоризмами, пословицами, вызывающими смех и согревающими наши души своим теплым юмором. Правда, это во многом зависит от того, когда мы смеемся и над кем. Надеемся, читатель сам разберется в этом. Из поколения в поколение, из города в город ходят легенды о хахамим (умниках) из Хэлма. Город этот считается с давних времен самым веселым в мире. Возникает вопрос: почему именно в Хэлме поселились умники, почему их мало в других городах?
Завистники говорят, что никакие они не хахамим, а наоборот, нароним (глупцы). Долгие годы – да что годы, многие века! – идет спор по этому поводу. Чтоб разобраться вам самим, мы-таки расскажем историю, каким образом в Хэлм попало столько умников. Легенда эта начинается с того древнего–предревнего времени, когда Творец собирался создать Вселенную – наш чудесный, прекрасный, беспокойный и многострадальный мир. Строил Творец Землю нашу основательно и фундаментально. Казалось бы, все предусмотрел. Но при такой ответственной работе, поверьте мне, вы все равно что–нибудь забудете сделать… Бекицер, как говорил другой герой еврейского фольклора Гершеле Острополер, ближе к делу. Ну что ж, ближе, так ближе!
Предлагаемые вам, дорогой читатель, притчи–анекдоты хэлмских хахамим были собраны одним из старейших еврейских писателей, издавшим их в отдельном сборнике на идиш – Григорием Полянкером, моим другом и сотрудником по газете «Дер Штерн» (1932–1933, Киев) и газете «Возрождение – 91» (1989 – 1999 гг.). Над их переводами на русский язык я работаю последние годы.
Анатолий ГЕЛЬМАН
ДОЖДЬ
Хэлмский хохем плачет, жалуясь хозяину дома:
– Ой, реб Цалик, большое несчастье у меня случилось, с тех пор как пошли большие дожди, мы мучаемся невыносимо: вода протекает все время в мою квартиру.
– А что же вы хотели, – сердито отвечает хозяин, – за эти двадцать злотых, которые вы платите, чтоб вам текло вино?
ДВА БРАТА
Один хэлмский хохем получил письмо. Открыв конверт, он достал чистый листик бумаги.
– Что это должно значить? – спрашивает удивленный сосед.
– Это письмецо от моего брата из Варшавы, – отвечает хохем из Хэлма, – мы с ним в ссоре!
ДЕЛЬНЫЙ СОВЕТ
По разбитой проселочной дороге идет хэлмский почтальон. Жара стоит невыносимая: пот льется ручьем. К тому же он тащит на себе тяжелый мешок с письмами. Вдруг его нагоняет хэлмский хохем и говорит измученному ношей почтальону:
– Эй, несообразительный нар! У тебя на плечах голова или локшнтоп (горшок, в котором варят лапшу)? Зачем ты тащишь на себе такую массу писем? Ты не можешь их отправить по почте?!
ЕМУ ПОМОГЛИ
Учитель взял у маленького Лейзерка тетрадь, долго с любопытством рассматривал ее и удивленно спросил:
– Я не понимаю, Лейзерке, как может один человек сделать столько ошибок?
– Это сделал не один человек, – отвечает ученик, – мне помогал папа, сосед и моя старшая сестра.
КТО СЧАСТЛИВЕЕ
Один хэлмянин спрашивает у соседа:
– Шика, друг, кто, по-твоему, счастливее, тот, кто имеет семь дочерей, или тот, кто имеет тысячу злотых?
– Конечно, тот, кто имеет тысячу злотых.
– А почему ты так думаешь?
– Тот, кто имеет тысячу злотых, хочет еще больше, а тот, кто имеет семь дочерей, больше уже ничего не хочет, – ответил Шика.
ЗНАЕТ ЛИ ОБ ЭТОМ СОБАКА?
Два хэлмских хахамим, гуляя по улице, вдруг услышали страшный лай здоровенной собаки.
– Слышишь, реб Зейлик, как этот разбойник лает? Давай лучше перейдем на другую сторону. Собака может случайно броситься на нас и покусать. С собакой не шутят.
– Чего ты боишься, дурачок, – отзывается Зейлик. – Неужели ты не знаешь пословицы: если собака лает, это первая примета, что она не кусается.
– Да, конечно, я это хорошо знаю, – отвечает второй, – но знает ли об этом собака…
«Новости недели»