Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
М.Лермонтов
Обычно в качестве эпиграфа я привожу одно четверостишие. Но в данном случае делаю исключение. Почему? Возможно, потому что Лермонтов с детства мой любимый поэт, а романс Даргомыжского на его слова «Тучки небесные» я особенно любил слушать в молодости. Кроме того, на меня незабываемое впечатление произвели труды Ираклия Андроникова, посвященные великому поэту. Да и в Тарханах, на родине поэта мне доводилось бывать.
Но почему мне вдруг вспомнились именно эти стихи? Может, из-за особого позитивного отношения гения к моему народу? Мало кто в России в те годы не «честил» евреев, даже самые большие демократы. Но не Лермонтов. Или из-за того, что захотелось каким-то образом погреться в лучах славы великого поэта? (я специально не пишу «русского», потому что люди его масштаба избраны Всевышним для служения всему человечеству)
Где-то в интернете я прочитал версию, что его отец — еврей. Но в это не верю. Природа таких домыслов — приписывать всем подряд «еврейскую кровь»,- в комплексе собственной неполноценности, в зависти и в ошибочном понимании задачи, которую возложил Всевышний на мой народ.
Мы не чья-то «закваска», мы не народ «всемирных мудрецов». Мудрость есть и у других народов. Часто они, как, скажем, китайцы, неплохо без нас обходятся. И положа руку на сердце, признаюсь, что я не знаю еврейских писателей масштаба Пушкина, Лермонтова, Шекспира. Да и в музыке величин порядка Баха, Бетховена, Моцарта. Или хотя бы масштаба лютого антисемита Вагнера.
Обычно, когда человеку нечем гордиться, он гордится своей принадлежностью к великой нации. В таком случае отрезвляюще действуют слова наших мудрецов: «Помни, откуда ты пришёл , куда идешь и перед кем будешь держать ответ». Причем не за «закваску», не за стихи и музыку — а только за то, выполнял ли ты волю пославшего тебя в этот мир с целью жить по законам Торы.
Почему всё-таки я привел стих «Тучки» полностью? Рабанит Хава Куперман, дочка рава Ицхака Зильбера, рассказала мне, что это были любимые строчки её папы. Рав Ицхак утверждал, что в этих стихах каждая строка посвящена судьбе еврейского народа.
Мне не приходилось беседовать с ним на эту тему, поэтому попытаюсь прокомментировать стихи сам. Повторюсь, связь с мифическим «еврейским происхождением» Лермонтова я категорически отметаю. Также исключаю версию, что в стихе Лермонтов подразумевал евреев. Конечно, он писал о себе,- как любой большой поэт, сжигающий себя на алтаре искусства, чтобы освятить дорогу людям. Не в этом ли сходство судьбы поэта и моего народа — обреченных на одиночество?
«Вечные странники», которые мчатся с милого севера в сторону южную… Здесь как бы определена сущность миссии евреев: соблюдая Тору, быть светочем для народов мира и вечно куда-то мчаться. Лермонтов спрашивает: где же та сила, которая нас гонит, почему мы все время скитаемся? Это воля Б-га? Тайная зависть? Открытая злоба? Или как упрекают (и порой не совсем без причины) нас наши враги — наши преступления? Или только их клевета?
Поэт отвечает: «вам претит сует сует, бессмысленные страсти. Вам необходимо быть вечно свободными – то есть не быть ничьими рабами, кроме Всевышнего».
Ему принадлежит вся земля — и если мы ведем себя как Его народ, то мы не изгнанники!
Почему я решился комментировать Лермонтова именно сейчас? Дело в том, что данный стих ассоциируется у меня с недельной главой Ваешев,- а начинается она с того, что Яков поселился Эрец Исраэль. Вокруг него были дети, рядом жил отец, с которым они не виделись 22 года и которому сейчас он наконец сможет уделить полностью внимание. Ненависть Эсава и коварство обманщика Лавана оставили его в покое. И он, успокоившись, решил пожить «для себя».
А что в этом плохого? Нам, бывшим гражданам бывшего Советского Союза, воспитанным на демагогии в духе: «прежде думай о Родине, а затем о себе»; нам, для кого жить для себя, жить по своему закону, по своей совести казалось редкой удачей – трудно усмотреть в таком желании какой-либо недостаток. Тем более, что подозревать в эгоизме праведника и вечного труженика Якова как-то нелепо.
Попытаюсь ответить. Я представляю, что Всевышний, творя историю, проводит «сеанс одновременной игры» для всего человечества. При игре с праведным партнером ходы делаются поочередно, злодеям же или обыкновенным «бюргерам» ходить позволяется только в особых случаях (иначе всю доску измажут и испортят). Пришла очередь делать ход Якову. И он обязан сделать ход, ведь 400-летнее изгнание еврейского народа началось с рождения Ицхака — и по плану Всевышнего Яков не может его прервать. Он – часть этого изгнания. Он – партнёр Главного Игрока. Сейчас его партия. Но Яков хочет переждать, собраться с мыслями. А часы игроков тикают, стрелочка движется… И приходится Всевышнему вне очереди делать свой ход.
В итоге — тайная зависть и открытая неприязнь братьев к Йосефу заставляет их продать его в Египет, а тягость этого давнего преступления – через 20 лет искать брата в Египте. Да и сам Йосеф провоцирует ненависть братьев тем, что, желая помочь им, злоязычничает на них отцу. Величайшая мудрость, понимание людей и практическая смётка, которые будут свойственны Йосифу в дальнейшем, пока совсем не открылись ему – наоборот, он ведёт себя как наивный идеалист, совершенно не чувствуя и не замечая, что делается в душах его ближних. А братья, ученики Авраама, Ицхака и Якова, обладатели «руах акодеш», святого духа – никак не могут отделаться от предубеждения, что Йосеф – это новый лицемер-Эсав!.. И в итоге вся семья уходит в изгнание в «тяжёлую страну», в Египет.
В конце дней, когда исчезнет взаимная ненависть внутри еврейского народа и придет Машиах бен Йосеф, евреи окончательно приобретут родину. А в дальнейшем Машиах бен Давид объединит весь мир общей идеей служения Всевышнему – тогда и кончится наше изгнание! Скоро, очень скоро…
2 комментариев к “Вечные странники”
Обсуждение закрыто.