Так называемая «гражданская» война в Сирии давно уже превратилась в одну из решающих битв за гегемонию в исламском мире между шиитами и суннитами. Страны Запада, якобы пытающиеся навязать воюющим сторонам свои «демократические ценности», только болтаются под ногами. Противникам вовсе не до них и не до их «ценностей», и если с ними еще разговаривают, то исключительно ради того, чтобы получить производимое ими современное вооружение.
Что касается России, то она защищает здесь (как, впрочем, и везде) не духовные ценности, а чисто материальные — вложенные в режим Асада миллиарды, обеспечившие вначале СССР, а затем его наследнице России средиземноморские военно-морские базы и «легитимное» пристуствие в Средиземном море.
Кто действительно кровно заинтересован в происходящем — это соседние исламские страны, Турция, Ливан и Иордания, на которых исход битвы отразится непосредственно. Да, собственно, уже отражается.
Суннитская Турция кипит вот уже почти три недели: народ, отвыкший за минувшее столетие от идеологических битв во имя ислама, явно не хочет участвовать в шиитско-суннитской войне и требует отставки премьер-министра Эрдогана, практически уже втянувшего Турцию в сирийскую войну.
Суннитская Иордания прогибается под бременем полумиллиона сирийских беженцев, которых она принимает, надеясь, с одной стороны, что победа будет на стороне братьев-суннитов, и предоставляя пока что свою территорию для помощи им, а с другой, опасаясь, что в случае их победы следующая «арабская весна» сметет престол хашемитской династии.
Но наиболее активно платит по счетам уже сейчас Ливан, который, в лице иранской марионетки — «Хизбаллы», фактически является одной из воюющих сторон в сирийской войне. В ответ на участие боевиков «Хизбаллы» в военных действиях в Сирии территория Ливана уже неоднократно подвергалась ракетным обстрелам со стороны «сирийских повстанцев». Намеренно беру эту фразу в кавычки ибо среди противников Асада собственно сирийские повстанцы давно уже составляют меньшинство, в то время как большинство — это понаехавшие со всего мусульманского мира террористы, приверженцы «Мусульманских братьев», Аль-Кайды, их многочисленных дочерних группировок и прочих суннитских террористических организаций.
Однако дело не только в ответных атаках на Ливан извне. Страшнее тот внутренний раскол, который спровоцировала сирийская война в Ливане. Население Ливана неоднородно, и в нем имеется много противников Асада, противостоящих его постоянным попыткам подмять Ливан под себя, сделав его частью Сирии, каковой сирийские правители считали Ливан изначально, с момента его создания волей победителей Первой мировой войны. За независимость от Сирии ливанцы пролили много крови и уступать не намерены
Но даже если говорить только о шиитской части населения, то и здесь далеко не все готовы поддержать войну, в которую их насильно втянули, чтобы поддержать интересы рвущегося к региональному господству Ирана.
И насилие в выяснении позиции ливанских шиитов в отношении к сирийскому конфликту уже привело к своего рода мини-войне внутри шиитской общины. Первыми жертвами в ней стали шиитские лидеры, протестовавшие против участия «Хизбаллы» в сирийской войне.
Фахд Аль-Зайяби пишет в газете «Ашарк аль-Аусат», что «Хизбалла» и ее вмешательство в конфликт в соседней Сирии вовсе не единогласно поддерживается шиитской общиной Ливана. Автор статьи ссылается на главу ливанского Движения свободных шиитов, шейха Мохаммада Аль-Хадж Хасана.
Шейх Хасан сказал в интервью газете, что свыше 300 тысяч ливанских шиитов (из общего числа примерно 1 500 000 — 27% населения Ливана) не согласны с позицией «Хизбаллы» и ее политикой. Подумав, он добавил, что число таких противников растет, особенно после того как шиитские милиции показали себя «после вмешательства в сирийский кризис как партия боевиков и убийц».
Движение свободных шиитов — это ливанская политическая группа, выступающая в союзе с «Альянсом 14 марта» против сирийского влияния в Ливане — в то время как преимущественно шиитский «Альянс 8 марта», в который входит «Хизбалла» и движение «Амаль», поддерживают сирийское влияние.
Глава Движения свободных шиитов подчеркнул: «Сегодня Ливан находится в полном подчинении лидера Хизбаллы Хасана Насраллы, который ввел в Сирию 25 тысяч до зубов вооруженных солдат — на глазах у государства Ливана и его сил безопасности, которые объявили о политике невмешательства».
Шейх Хасан также сообщил газете, что сирийские беженцы в Ливане (как правило, это беженцы от режима Асада) подвергаются преследованиям со стороны боевиков «Хизбаллы». По полученной им информации, боевики «Хизбаллы» врываются в дома сирийских беженцев и требуют документы.
Особенно тяжко приходится беженцам в долине Баальбек, где доминирует «Хизбалла»: те из них, кого заподозрили в анти-асадовских настроениях, лишаются всякой помощи.
В целом, отметил шейх Хасан, помощь беженцам в Ливане начала сокращаться. «Это лишь увеличит их страдания в ближайшем будущем», сказал он, призвав все социальные и добровольческие службы послать свою помощь в центры концентрации беженцев.
Он также рассказал, что многие шиитские семьи в Ливане не поддерживают миссию «Хизбаллы» в Сирии, подчеркнув, что их «обманули» заявления Насраллы, будто война в Сирии — это экзистенциальная война за жизнь шиитской общины. Он сказал, что Насралла и его заявления о «джихадистском заговоре» против шиитов направлены на разжигание секторальной борьбы в стране и в регионе.
«Хизбалла» — это лакей иранских властей, и она стремится осуществлять иранские проекты в регионе», сказал шейх Хасан, добавив: «Бой «Хизбаллы» Сирией не ограничится. Она нанесет вред отношениям между шиитами и их суннитскими соседями в Ливане».
Лидер Движения свободных шиитов отметил, что у них появились опасения за свою безопасность с началом серии убийств среди «диссидентов»-шиитов — тех, кто выступает против позиции «Хизбаллы». Последним было убийство Хашима Салмана — лидера студенческого сектора «Партии выбора». Он был застрелен в ходе анти-военной демонстрации возле иранского посольства в Бейруте.
Учитывая занятую правительством Ливана позицию «умывания рук», едва ли есть основания сомневаться в том, что Ливан ожидает очередная гражданская война, если в Сирии победит Асад, а точнее тройственный союз Ирана-Асада-«Хизбаллы». Шииты, пытающиеся сегодня уклониться от участия в борьбе за шиитскую гегемонию, окажутся между молотом и наковальней: с одной стороны — шиитские «братья» из «Хизбаллы», а с другой — суннитские соседи, которые будут стоять насмерть.