– Свадьбы не будет! Сара разорвала помолвку… — мой друг Хаим (я изменил имена героев истории) стоял со слезами на глазах в дверях моего дома. Хаим испытывал обиду и боль. Он был готов построить свою жизнь с Сарой, но она его отвергла. Ему было стыдно перед многочисленными родственниками и друзьями, которые с нетерпением ожидали приглашения на свадьбу.
Я пригласил Хаима войти, обнял его, и мы открыли третью главу книги «Ворота раскаяния» Рабейну Йоны. Мы читали слова современника Маймонида и вспоминали о том, что все что ни делается — к лучшему, и что со временем человек может переосмыслить события своей жизни, осознав, что даже страдания и испытания принесли ему пользу. Вскоре Хаим познакомился с другой девушкой, они поженились и построили крепкую еврейскую семью.
– А как сложилась судьба Сары? — спрашивал я знакомых. Годы шли, а Сара никак не могла устроить свою жизнь. Десять лет спустя Хаим рассказал мне, что получил от Сары письмо, в котором она просила прощения за то, что обидела его, разорвав помолвку. Хаим искренне простил ее в своем сердце, написал ей об этом и пожелал встретить свою половину. Вскоре Сара вышла замуж…
Какая связь между нанесением обиды и сложностью в устройстве своей жизни?
Однажды Ави поведал мне, что испытывал большие сложности в общении с женой. Он обращался к раввинам и психологам, но ему никак не удавалось добиться мира и согласия в семье. Тогда он решил обратиться за советом к известному израильскому раввину, который приехал в Нью-Йорк на несколько дней. Раввин выслушал его, и неожиданно спросил:
– Была ли у тебя девушка до женитьбы, которую ты обидел?
– Да, была, — признался Ави.
– Ты должен отправить ей письмо с просьбой о прощении. Получив ее прощение, ты сможешь обрести семейное счастье! — посоветовал ему ребе…
Тора обязывает нас бережно относиться не только к жизни, здоровью и имуществу людей, но и к их чувствам, формулируя особый запрет нанесения обиды. «Не обижайте друг друга, и бойся Вс-вышнего» (Ваикра, 25:17). «Этим Тора запрещает оскорбление словом, — поясняет Раши, приводя слова Талмуда (Бава Мециа, 58). — Нельзя обижать человека и нельзя давать ему совет, противоречащий его интересам, но удобный и полезный советчику. А если скажешь: «Кто узнает о моих недобрых намерениях?» Поэтому сказано: «И бойся Вс-вышнего» — Тот, Кто знает мысли [человеческие], знает [твои намерения и побуждения]. Во всем предоставленном совести человека, когда никому, за исключением самого человека, неизвестно [истинное намерение], сказано: “И бойся Вс-вышнего”».
Нанося оскорбление человеку, мы зачастую оправдываем себя: «Я совсем не намеревался его обидеть». В действительности важно не только то, что ты намеревался сделать, а то, что сделал!
Во взаимоотношениях с людьми мы должны проявлять особый такт, особую осмотрительность.
«Огонь жжет! — повторял рабби Хаим Шмулевич, глава иешивы «Мир» в Иерусалиме. — Обида, как огонь, жжет не только обиженного, но и обидчика и его потомков!» В качестве доказательства этой мысли рав Шмулевич приводит следующее место в Торе.
Когда при обыске сыновей Яакова в мешке Биньямина был найден бокал, который ему подложили по приказу главного министра Египта, братья от горя «разорвали свои одежды» (Берешит, 44:13). Биньямин, конечно же, не намеревался причинить боль своим братьям. Однако поскольку они все-таки из-за него испытали страдания, то потомок Биньямина должен был за это расплатиться…
Прошли столетия. Над евреями Персии нависла угроза уничтожения. Узнав о планах Амана, потомок Биньямина Мордехай «разорвал свои одежды» (Эстер, 4:1). Мера за меру. Что посеешь, то и пожнешь! Человек не может построить своего счастья на несчастье других.
И если верно, что нанесенная обида неизбежно возвращается обидчику, то верно и обратное: тот, кто дарит счастье другим, сам удостаивается счастья!