Несколько лет назад я обсуждал одну проблему с одним из своих учителей. Этот человек в своем дорелигиозном прошлом был музыкантом, и он назвал эту проблему «послепраздничный блюз». Суть ее в том, что когда мы включаемся в подготовку праздника и сам праздник, это дает нам большой эмоциональный и интеллектуальный подъем. Но когда праздник заканчивается, мы ощущаем контраст между праздником и буднями — и это вызывает у нас «блюзовое» настроение, ощущение ухода от нас приподнятой атмосферы.
Нам необходимо выработать контрмеры, чтобы обойти или уменьшить проблему.
В еврейском контексте мы можем задействовать следующий вариант. Обычно каждый праздник или суббота имеют свою интеллектуальную «начинку» в виде анализа сути праздничных идей или недельной главы Торы, читаемой в Шаббат. И мы можем не «закрывать обсуждение» сразу после праздника, а позволить своему сознанию продолжать размышлять на заданную праздником тему и приходить к новым инсайтам и открытиям, связанным с прошедшими праздниками. Мы как бы проецируем энергию праздника вперед, растягиваем удовольствие.
Каждый Шаббат несет влияние на три дня назад и вперед, то есть мы можем начинать включаться в каждый Шаббат со среды и постепенно заканчивать связь с ним в следующий после Шаббата вторник.
Любопытно, что большинство праздников, включая три зимне-весенних: Ту би-Шват, Пурим и Песах, — выпадают на середину месяца. Мудрецы говорят, что весь месяц «заряжен» энергией праздника, и это видно в лунном цикле.
Луна символизирует влияние праздника на наш мир. С появлением новой луны (Рош-Ходеш) мы начинаем настраиваться на предстоящий праздник. А после самого праздника, отмечаемого в полнолуние, мы еще две недели находимся в его энергии.
Оба праздника — и Пурим, и Песах — содержат в себе идею борьбы с оппонентом. При этом в Пурим оппонент имеет историко-символический формат в лице Амана из рода Амалека. В Песах наш оппонент принимает две формы. В историко-символическом формате это фараон. В реально-«гастрономическом» — это Хамец, мучное, содержащее «закваску». Противоположностью хамца является маца.
Какие идеи может вызвать у нас сопоставление Амана/Амалека и фараона/хамца?
Аман — это активный антисемит, который хочет навредить евреям. Фараон — это тот, кто не отпускает евреев, удерживая у себя. Это противопоставление напоминает таких персонажей из современной истории, как Гитлер и Сталин. Кстати, когда Сталин из фараона захотел «переквалифицироваться» в Амана, Вс-вышний его «убрал» и спас евреев. Шестидесятилетие этого события мы, русскоязычные евреи, отмечаем в эти дни.
В психологическом моделировании Аман — это «часть личности», которая хочет вредить нашим высшим устремлениям. Фараон — это «сила инерции», которая не хочет изменений.
Интересно, что Пурим приходится на зиму. Зима напоминает Амана — то, что нас «холодит». И мы должны искать «внутреннее тепло», чтобы победить программу Амана/Амалека.
А Песах связан с весной. В эти дни мы находимся на стыке зимы и весны и «работаем» с двумя программами, плавно переходя от пуримской темы к пасхальной. Весна «включает» в нас желание пробуждения и изменения. И еврейская традиция использует этот «драйв», наполняя его духовным содержанием. То есть мы «вырываемся» из сил инертности, и это напоминает выход евреев из Египта на простор.
Интересно увязать ситуацию с уборкой дома от хамца. В буквальном понимании предпасхальная «программа действий» мобилизует нас на весеннюю расчистку дома. Особенно продуктивно отмывать от зимней пыли окна, чтобы ласковое весеннее солнце дружелюбно светило в наши дома через чистые окна. Но эту же идею можно применить в отношении нашего внутреннего мира. Окно — это то, «через что» мы смотрим на мир, это наше субъективное восприятие. Перед Песахом мы должны найти способ «протереть наши внутренние окна», чтобы больше радости смогло войти в нас, а также чтобы мы могли этой радостью одарить наших ближних. Убирая дом, мы как бы «перетряхиваем» его, и этот же образ нам стоит применить к самим себе. Нам нужно «встряхнуться» и очиститься. И маца станет для нас символом легкости, свободы и появления новых позитивных возможностей в жизни. Мы должны впустить в свой мир и мир наших близких «новый свет».
И мы желаем этого нашим уважаемым читателям!