Недельная глава Торы «Берешит»
«После вторжения советских войск в Афганистан армянское радио спросили:
– С какими странами граничит Советский Союз?
– Советский Союз — страна свободная, с кем хочет, с тем и граничит…»
Рассказывая этот анекдот, советские люди смеялись, понимая, что «свободный» Советский Союз хочет «граничить» со всеми странами мира. Еще на заре советской власти большевики стремились к «освобождению» мирового пролетариата, к тому, что «конница Буденного будет скакать по Нью-Йорку». Впрочем, они понимали, что для достижения этой цели недостаточно повергнуть врага на полях сражений, нужно также добиться победы на «идеологическом фронте».
Наука в СССР служила строю и призвана была не только укреплять армию, но и вооружать «научными» аргументами пропагандистов идеологического фронта, доказывая ложность буржуазной идеологии. Не случайно в пропагандистском пылу генетика и кибернетика были объявлены «буржуазными лженауками». Особое внимание уделялось борьбе с религией — научному атеизму. Впрочем, с развитием науки псевдонаучный атеизм начал давать трещины, и та наука, которая должна была уводить людей от Б-га, приводила их к вере…
– Каков возраст Вселенной? — помню, как этот вопрос задала учительница физики, обращаясь к нам, ученикам 10-го класса московской школы.
– Вселенная существует вечно! — воскликнул кто-то, поспешив привести известное еще со времен древних греков доказательство: — Представим себе, что мир был сотворен тысячу лет назад, но что было за день до того? И еще за день до того? И так до бесконечности!
– Это доказательство — пример вульгарного материализма, — парировала учительница и перешла к объяснению теории Великого взрыва, предложенной в 1946 году бежавшим в США из СССР физиком Джорджем (Георгием) Гамовым.
Впрочем, многие из нас слышали от людей старшего поколения эти «доказательства» вечности Вселенной, ведь и теорию Великого взрыва в СССР встретили в штыки, объявив религиозным мракобесием.
Признаюсь, что тот урок физики, на котором учительница рассказала, что до Великого взрыва не существовало ни времени, ни пространства, заставил меня задуматься о Творце мира. Начавшийся тогда духовный поиск привел меня в синагогу.
Как оказалось, теория Великого взрыва повлияла не только на меня, простого советского школьника, но и на выдающегося ученого-физика, который в 1978 году удостоился Нобелевской премии за подтверждение этой самой теории Великого взрыва. 30 сентября 1984 года в «Нью-Йорк Таймс» было опубликовано интервью с американским евреем Арно Пензиасом, озаглавленное «Американские евреи вновь открывают для себя ортодоксальный иудаизм», подзаголовок которого недвусмысленно гласил: «Открытие астронома ведет его к Нобелевской премии, а затем к иудаизму».
«Когда мы наблюдаем Вселенную, то, что мы находим, это гармония, — цитировала газета Арно Пензиаса. — Мы также обнаруживаем очень хорошо различимое начало — Великий взрыв. Весь мир — это следствие, у которого обязана быть причина. И несмотря на то, что мы не находим в небесах картины седого бородатого старца, все же то, что мы знаем о мире с точки зрения физических закономерностей, находится в соответствии с тем, что знал о Вселенной Маймонид, раввин, живший в XII веке в Испании, изучавший мир духовно, без мощных телескопов, через которые мы сегодня наблюдаем за движением галактик».
«Я пришел к выводу, что попытка модернизировать иудаизм, сделать ненужным практическое соблюдение заповедей может оставить нас ни с чем, привести к стерильной пустоте», — объяснил ученый, почему он стал соблюдать законы Торы…
«В моменты духовной слабости я открываю слова “В начале сотворил Всевышний небо и землю…”» — свидетельствовал о себе рабби Меир Каган, автор легендарной книги «Хофец Хаим», которая посвящена этическим нормам речи и законам взаимоотношений между людьми. Неужели великий раввин испытывал моменты духовной слабости?
Конечно, у каждого человека могут быть свои взлеты и падения, свои испытания. Кто-то теряет вдохновение творчески изучать Тору, кто-то — мотивацию с радостью соблюдать заповеди, кому-то трудно ладить с людьми. Однако корень многих проблем один — мы забываем первые слова Торы! Впрочем, важно не только помнить о том, Кто сотворил мир, не только понимать это разумом, но и ощущать это, донести до самого сердца. Тогда первые слова Торы станут источником вдохновения и сил, помогая нам преодолевать испытания и творить добро.
Комментируя тот факт, что евреи стали народом, приняв Тору еще до того как вошли в страну Израиля, мудрецы писали, что в духовном смысле Тора — это родина евреев. Что ж, тогда можно задать всем нам вопрос: с чего начинается наша еврейская Родина?