А в наших палестинах жара никак не спадет. Тепла добавляют улицам и дворам повсеместно ревущие мазганы (кондиционеры).
Ночью не прекращают свою работу вентиляторы, гоняя по квартире теплый (а какой же еще?) воздух. Охладившись под краном, валишься обратно в горячие (а какие еще?) подушки, вспоминаешь, чтобы снова уснуть, как классно удалось сегодня поплавать в Средиземном (оно в пятнадцати-двадцати минутах ходу от дома)… Но когда наконец с трудом отключаешься от реальной действительности, снятся почему-то очень теплые (а какие же еще?) волны нашего «лягушатника» в Бат-Галиме. Но все равно скорей бы рассвет, скорей бы — море, пляж, даже такие, какими были они вчера, когда бульдозеры, разворотив весь берег, прокладывали себе дорогу чуть ли не по нашим трупам, а мелкие хищные рыбешки, называемые тут бананками, совсем потеряли чувство меры, расклевывая до крови малейшую царапину на твоем бренном теле. И как бы лихо ни махал ты руками и ногами в своем кроле или брассе, эти мини-акулы не прекращают тебя преследовать. Добавьте к тому пудовые валенки из водорослей, которые навьючиваются на ноги, да сброшенные в воду проплывающими мимо пароходами целлофановые пакеты и бумажные стаканчики из-под мороженого… Хорошо еще, что медуз на этот раз не было. Тут они совсем не такие благодушные, как наши, черноморские. Какие-то лиловые, злобные. Если их дети-личинки так обжигают, что же говорить о родителях? Подумаешь, грешным делом, не из Газы ли пожаловали? Или из Рамаллы. Нет?
Конечно же, я немного сгустила краски. Море бывает часто очень спокойное, вода высокая и, знаете, даже чистая. Интересно, куда же весь этот мусор девается? Впрочем, есть проблемы посерьезней. Хотела было избежать обычного журналистского штампа, да, видимо, не удастся. Часто мои коллеги, затевая разговор, начинают с погоды, чтобы перекинуть мостик на государственные дела примерно в таком стиле: «А у нас тоже сгущаются тучи» или что-нибудь подобное. Вот и я, не отличаясь оригинальностью, скажу: жарко и в нашем парламенте. Вновь страсти по бюджету, и не сходит с повестки дня иранская тема.
Когда министр финансов Израиля Юваль Штайниц в очередной раз нацеливает большие ножницы на бюджет того или иного министерства, раздается такой вопль, будто и впрямь собираются резать по живому. А как не резать, если образовался громадный дефицит, если, не успев еще осуществиться, программа бесплатного образования для дошколят ставится уже под сомнение? А ведь эта программа — гордость нашего премьер-министра, который, и сам будучи высокообразованным человеком, прекрасно понимает значение знаний для специалистов, граждан процветающего (несмотря на все наши жесткие обстоятельства) государства.
Честно говоря, я сама поеживаюсь, как от прикосновения огромных садовых ножниц, когда снова слышу, что собираются урезать бюджет Министерства обороны на три миллиарда шекелей. Б-г с ним, с увеличением НДС (налог на добавочную стоимость) на один процент, хотя при дорогих покупках, скажем, автомобиля или квартиры, это предполагает довольно чувствительный перерасход. Но упразднение многих социальных служб, но ожидаемая новая волна увольнений, подорожание всего и вся, урезание пособий, в частности — и это самое болезненное — на детей, но увеличение возраста выхода на пенсию — мужчин в 70, женщин в 67, но — опять же — сокращение бюджета самого главного в такой стране, как наша, Министерства обороны…
И тут целый букет эмоций, которыми не могу не поделиться с читателями и — Барух ха-Шем, как у нас говорят, — моими единомышленниками… Скажите пожалуйста, при такой ситуации смеем ли мы допускать, чтобы Палестинская автономия (в скобках — закормленная со всех сторон международными подачками) должна была Израилю 700 миллионов шекелей за электричество, годами, десятилетиями не платя ни агоры (ни цента) за все, чем ее, эту вселенскую нахлебницу, снабжает Израиль?
Жарко и на американо-израильском направлении. Еще и еще раз повторю то, что сказала уже несколько лет тому назад, не располагая еще нынешней информацией: проголосовав за Барака Обаму, евреи Америки здорово лопухнулись. У нас, в Израиле, существует прагматичная, может быть, не совсем красивая, но честная формула: «Хорошо ли это для евреев?» Так вот, по прошествии этих лет каденции нового президента, могу ответить на этот вопрос так: «Каха-каха», что означает на иврите «Так себе». Но если на честный вопрос требуется такой же ответ, правильней будет сказать: «Ло тов!», то есть «Нехорошо!».
В отличие от Мишель Обамы, которая разразилась восторженной речью по адресу своего супруга, заявив во всеуслышание, что любит его все больше и больше, совершенно очевидно рассчитывая завоевать сентиментальные сердца избирателей, мы не можем похвастать большим количеством поводов для такого обожания. Проявленная много раз нелояльность президентом Америки по отношению к Израилю, его проблемам заставляет усомниться в прочности нашей дружбы. Настаивая на возвращении Израиля к границам 67 года, Обама практически заставляет нас вернуться — дальше я цитирую слова премьер-министра Канады Стивена Харпера — «к границам Освенцима». Просочившаяся в прессу информация относительно обращения Обамы к Ахмадинеджаду — обещании не поддерживать еврейское государство в случае его атаки на Иран, ежели Тегеран не нанесет удара по американским военным базам в Персидском заливе, — информация об этом тайном послании лишила израильское руководство уже окончательно иллюзий относительно того, что нам есть на кого опереться в этом мире, что мы не одни. А ведь так просто было бы США заставить заткнуться тегеранского монстра, не прекращающего возведение новых центрифуг по обогащению урана — пригрозить, что, если санкции не помогают, Америка применит силу. И, наконец, недавнее странное ЧП — когда из программы Демократической партии вдруг испарился пункт о том, что Иерусалим является столицей (единой и неделимой) еврейского государства. И странно было бы, если бы после поднятого из-за этого шума (особенно шумели республиканцы, соперники демократов) Обама не велел воскресить этот пункт: любит или не любит он евреев, но голоса-то их нужны!
Новая книга
В хайфском издательстве вышла новая книга Евгении Гай «Горячая точка. Израильские монологи» — 200 страниц избранной публицистики с иллюстрациями. Стоимость книги вместе с пересылкой — 25 долларов.
В подарок — книга лирики автора «Ал таазви оти» — «Не покидай меня», изданная в иерусалимском издательстве «Тарбут». Обе книги на русском языке.
Телефон для связи:
4-8-555-034.