В воскресенье, 12 августа, из Каира пришло два сообщения — об отставке министра обороны фельдмаршала Тантауи и начальника Генштаба генерала Сами Анана, а затем о неограниченном расширении полномочий президента.
Постановление, имеющее силу закона, закрепляет за президентом все полномочия и права, которыми прежде обладал Высший военный совет, включая право изменять конституцию. За ним остается последнее слово при утверждении государственного бюджета, определении внешней и военной политики страны.
Как гласит новое постановление, президент теперь обладает правом подписывать международные договоры и определять политику страны по всем направлениям. Он обладает правом создания комиссии по выработке новой конституции, если уже созданная комиссия не справится с порученной ей работой. Египетский парламент должен назначить комиссию в составе 100 человек по выработке новой конституции, которая потом будет передана на всенародный референдум.
Политические обозреватели гадают, насколько сместился баланс сил после отставки фельдмаршала Тантауи, который возглавлял Верховный совет вооруженных сил, фактически правивший Египтом после смещения президента Хосни Мубарака.
«Дебка» назвала смещение министра обороны и начальника Генштаба Египта переворотом, осуществленным «Мусульманскими братьями».
«Фельдмаршал Хусейн Тантауи с сегодняшнего дня переведен на пенсию», — сказал пресс-секретарь президента. Вместо него министром обороны назначен фельдмаршал Абд аль-Фаттах Сиси. Начальником Генштаба стал генерал Сидки Собхи. Почетные пенсионеры Тантауи и Анан назначены советниками президента.
Мурси также отправил в отставку командующего ВВС Резу Абдель Мегида, командующего ВМФ Махаба Мухаммеда Мамиша и командующего ПВО Абедель Азиза Саифа.
Фельдмаршал Тантауи и генерал Анан считались последним препятствием на пути полного захвата Египта «Мусульманскими братьями».
После этого шага движение «Мусульманские братья» стало неоспоримым и единоличным правителем Египта, а также получило контроль над самой большой и мощной армией арабского мира.
Сами военные продолжают делать хорошую мину при плохой игре и утверждать, что все произошло «по взаимному согласию».
Белый дом неоднократно указывал Египту на необходимость перехода к демократическому гражданскому правлению и передаче властных полномочий законно избранному исламистскому президенту. В Александрии Хиллари Клинтон встретили оскорбительными криками и гнилыми помидорами, а либералы и христианские лидеры отказались встречаться с ней, обвиняя администрацию Обамы в том, что она привела к власти в Египте исламистов.
Действия Мурси вызывают серьезную обеспокоенность в Израиле. С одной стороны, Израиль разрешил Египту ввести дополнительные войска для борьбы с террористами на Синайском полуострове в нарушение мирного договора, но Мурси пошел дальше. Он выдвинул танки М-60 американского производства к израильской границе.
Неизвестно, было ли выдвижение танков к границе сюрпризом для израильского правительства и ЦАХАЛа, или они дали на это разрешение Египту. Характерно, что на прошлой неделе Мухаммед Мурси сказал, что некоторые параграфы мирного договора от 1979 года о демилитаризации Синайского полуострова не отвечают интересам Египта и должны быть пересмотрены. Израиль на это заявление не отреагировал.
Теракт на Синайском полуострове и бездействие военных, несмотря на полученные от Израиля и бедуинских старейшин предупреждения, послужили для президента Мурси прекрасным поводом для свержения власти Военного совета и де-факто пересмотра мирного договора с Израилем.
Поскольку между приходом к власти в Египте исламской революции, то есть движения «Мусульманские братья», выработавшего идеологию всемирного джихада и всемирного халифата, стоял Высший военный совет, его следовало устранить, что и было сделано.
Фактически Мухаммед Мурси повторил маневр премьер-министра Турции Тайипа Эрдогана. Эрдоган шел на выборы во главе так называемой умеренной исламской Партии справедливости и развития. На самом деле именно так и называются политические партии, аффилированные с «Мусульманскими братьями». Это их политическое крыло.
С приходом к власти Эрдогана в Израиле сразу же возникли вопросы, как повлияет избрание исламского президента на отношения между двумя странами. Эрдоган дал ответ довольно быстро — он начал проводить политику последовательного ухудшения отношений с Израилем, организации провокаций, начиная от приема главаря террористической организации ХАМАС (дочерней организации «Мусульманских братьев») Исмаила Хание, заканчивая экспедицией судна «Мави Мармара». Он практически разорвал традиционное военное сотрудничество с Израилем и даже угрожал Израилю, потребовав долю в разработках газовых месторождений, открытых в экономической зоне Средиземноморского побережья Израиля. Генералов, не согласных с его политикой, он не просто отравлял в отставку, а бросал в тюрьму по обвинению в заговоре с целью государственного переворота.
Все это было известно египетским генералам, и поэтому попытка Высшего военного совета как-то ограничить полномочия исламского президента была последней линией обороны на пути превращения Египта в исламскую республику, и Мухаммед Мурси эту линию обороны смял одним ударом. Буквально за неделю он сделал то, на что у Эрдогана ушло пять лет.
Политический обозреватель Yet Рон Бен-Ишай указывает лишь на одну светлую точку на нынешнем египетском политическом небосклоне. Начальником разведки с министерскими полномочиями назначен генерал Мухаммед Рафат Шхата, который поддерживал на протяжении всех лет прекрасные рабочие отношения с ЦАХАЛом и представлял Египет на переговорах по освобождению Гилада Шалита.
После победы Мурси на президентских выборах и убедительной победы «Мусульманских братьев» и салафитов в парламенте, Военный совет при поддержке Верховного суда распустил парламент и объявил результаты парламентских выборов недействительными, лишив полномочий треть вновь избранных депутатов. В основном «независимых», но на самом деле разделяющих идеологию «Мусульманских братьев».
Армия внесла поправки в конституцию, определила состав комиссии по выработке новой конституции и резко ограничила полномочия президента. Мурси знал, что армия против него, к тому же у него не было и поддержки среди сил внутренней безопасности, так как это министерство отказалось охранять его на похоронах египетских пограничников. После оскорбительного приема, устроенного премьер-министру, президент Мурси просто не решился появиться на похоронах, в отличие от фельдмаршала Тантауи, против которого никаких народных выступлений не было. Вот тут Мурси понял, что действовать надо решительно и быстро.
Пробный шар был брошен, когда Мурси объявил Высшему военному совету о решении отправить в отставку начальника разведки, генерала Мурада Муафи и еще двух офицеров. Военный совет не возражал. Генералы были деморализованы беспомощностью египетской армии перед лицом террористов и блестящими действиями ЦАХАЛа, и Мухаммед Мурси этой слабостью не преминул воспользоваться.
Новые назначения были произведены из числа генералов, близких к Тантауи, так как Мурси не хотел сразу обострять отношения с армией. Фельдмаршал Тантауи не был другом Израиля, но и не был таким врагом, как «Мусульманские братья». Бывший начальник генштаба Сами Анан поддерживал дружеские отношения с командованием ЦАХАЛа. Впрочем, выяснять, кто Израилю друг среди военных, а кто не очень, смысла не имеет, так как судьба военных в Египте предрешена, как и в Турции.
Повлияет ли ухудшение отношений с Израилем на отношения с Америкой? Опять же, исходя из примера с Турцией, исламисты за обострение отношений с еврейским государством наказаны не будут. Напротив, Вашингтон будет советовать Израилю сделать шаг навстречу исламистам. Разрывать договор с Израилем Египет открыто не будет, а вот подрывать его де-факто ему никто не помешает. Умеренных исламистов не бывает.
1 thought on “Переворот в Египте”
Comments are closed.
» то есть движения «Мусульманские братья», выработавшего идеологию всемирного джихада и всемирного халифата»
Тут ве не правы, всемирный джихад придумал магомет более 1000 лет назад, а в коране даны чёткие советы как именно это делать.