Недельная глава Торы «Пинхас»
Недавно группа молодых русскоязычных людей сидела у меня дома вокруг накрытого субботнего стола. Как всегда в пятницу вечером, я благословил своих детей, возлагая руки на голову каждого и произнося слова, которыми служители Храма коганим благословляли народ: «Благословит тебя Всевышний и хранит тебя!» Впрочем, не только у слов, но и у жестов есть свой смысл.
– Так в чем же смысл того, что отец возлагает руки на голову своего сына или своей дочери? — спросил я.
– Связь поколений? — предположил Леня.
– Еще в Египте Яаков положил руки на головы Эфраима и Менаше, благословляя их, — ответил Женя. — Моисей положил руку на голову своего ученика Егошуа, назначая его стать следующим лидером народа (Бамидбар, 17:18), — добавил он.
– Положив руки на голову ребенка, мы выражаем ему свое доверие! — воскликнула Эстер.
– На иврите «сомех» — «положить» — означает также «положиться», — согласился я. — Возлагая руки на голову детей и учеников, мы выражаем им свое доверие. Сокровенная суть воспитания и состоит в том, чтобы научить детей верить в себя. Каждый из нас сомневается в своих силах, способностях, в самом себе. И потому для обретения веры в себя все мы нуждаемся в том, чтобы в нас кто-то верил.
– Потому, просыпаясь, мы благодарим Всевышнего за еще один день жизни, за душу, которую Он вернул нам после сна, и произносим: «Раба эмунатеха!» — «Велика Твоя вера (в меня)!» — сказала моя жена Сара. — Ведь дав нам еще один день жизни с его испытаниями, Всевышний проявил веру в нас, что эти испытания мы с честью преодолеем…
«Если родители не относятся к ребенку с уважением и теплом, не замечают его достижений, а лишь критикуют и унижают его, то искра энтузиазма в его душе может погаснуть», — утверждает рав Дан Темкин в своей книге «Вновь открывая себя» (Rediscovering the Lost Self, с. 81). Так нельзя относиться к ребенку, и так нельзя относиться к себе самому. Ведь в каждом из нас скрывается ребенок, которого мы должны направлять и воспитывать. «Ибо даже тот, кто обладает разумом взрослого, все равно в сердце своем остается ребенком», — писал рав Симха Зисель Зив (1824–1898), Алтер из Кельма.
Тот, кто воспитывает ребенка, должен прежде всего понять его природу и индивидуальность. И тот, кто стремится воспитать себя, должен научиться понимать ребенка внутри себя. Для того чтобы между разумом и чувствами человека царила гармония, он должен найти с самим собой общий язык. Тот же, кто игнорирует ребенка в себе, является чужаком для самого себя. Такой человек относится к себе с чрезмерной требовательностью, жесткостью или даже жестокостью и точно так же относится к своей семье. Если человек холоден к себе, то будет с прохладцей относиться и к своим близким. Тот, кто не может проявить тепла к ребенку внутри себя, не найдет тепла и для окружающих. И те, кто гневаются на других, в действительности гневаются на себя.
Мы постоянно находимся в диалоге с самими собой, и нам следует прислушаться к тому, что же мы сами себе говорим.
Если, совершая ошибку, человек называет себя теми же словами, которые слышал с детства от тех, кто унижал и оскорблял его, то он продолжает разрушать свою личность. Если вы говорите себе: «Я лентяй, глупец, неудачник, ничтожество», — то знайте, что слышите голос своего дурного начала, которое стремится разрушить вас изнутри, писал рав Авраам Тверский.
Мы должны разговаривать с самими собой с тем же уважением и теплом, с каким говорили бы с любимым сыном. Впрочем, для того чтобы оказать уважение другим, человек должен уважать себя. Итак, с чего начать, как обрести необходимое всем нам чувство собственного достоинства?
Мир — это зеркало, в котором мы видим собственное отражение. Ведь мы проецируем себя на окружающих людей и потому в них видим себя. Тот же, кто проявляет усилие воли и оказывает уважение другим, проявляет также и уважение к себе, воспитывает свое сердце, постепенно обретая чувство собственного достоинства. Тот, кто приучил себя относиться к окружающим с уважением, теплом и любовью, начинает также уважать и любить ребенка в себе. И эта любовь к себе не имеет никакого отношения к эгоизму. Более того, для того чтобы любить других, нужно сначала научиться любить себя, как сказано: «Возлюби ближнего как самого себя!»