Иранские игры в переговоры

Глава МАГАТЭ Юкия Амано прибыл в Иран для переговоров

Тема переговоров, которые проходят в «атмосфере понимания», «дают надежды на будущее» и «внушают оптимизм», становится в нашей международной объективной реальности какой-то вечной. Эту песню не задушишь, не убьешь…
В понедельник, 21 мая, глава Международного агентства ООН по атомной энергии (МАГАТЭ) прибыл в Иран для переговоров. Предполагается, что Амано будет настаивать на том, чтобы режим аятолл прекратил работы по обогащению урана, поскольку необходимый уровень (5%) для работы электростанций уже достигнут, а рапорт МАГАТЭ прямо говорит о том, что в Иране существует и находится в процессе выполнения программа разработки атомного оружия.
Западный мир смотрит на перспективы этой поездки с оптимизмом, один из дипломатов, желающих остаться анонимным, даже поделился с прессой своим убеждением в том, что «Тегеран приперли к стене». Насколько такие представления о перспективах переговоров с Ираном соответствуют действительности? Для того чтобы прийти к какому-то выводу, следует ознакомиться и с представлениями второй стороны этих переговоров о том, как она видит ситуацию.
И вот как она ее видит: не кто-нибудь, а председатель парламентской комиссии по национальной безопасности и международной политике со звучным именем Алладин Борожерди заявил 20 мая, что США уже были побиты в войнах в Ираке и Афганистане и сейчас не располагают никакими ресурсами, в том числе и моральными, для того чтобы «влезать» в войну с Ираном. Хочу отметить, что эти заявление Борожерди опубликованы на иранском официальном ресурсе — сайте агентства ФАРС на английском языке. То есть такого рода мнение совершенно не скрывается от международной аудитории — буде оно было направлено на внутреннюю аудиторию, то публиковалось бы лишь на фарси. На описании позиции США Борожерди не останавливается и провозглашает, что позорное поражение Израиля в войне с Ливаном и в операции «Литой свинец» было тяжелым уроком для «сионистов», которые «запомнили проигрыш и не рискнут повторять свою ошибку» — то есть бомбить иранские атомные объекты.
Из этой риторики как-то не складывается впечатление припертого к стене Тегерана. Скорее можно предположить, что прав министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман, который предупредил международное сообщество о том, что Иран согласился на переговоры только затем, чтобы выиграть время. Как он отметил после встречи с министром национальной безопасности США Джанет Наполитано, «нет никаких сомнений по поводу того, какие именно намерения у Ирана в отношении его ядерной программы» и добавил, что «убежден в том, что международное сообщество не питает иллюзий по поводу намерений Ирана отказаться от ядерной программы». Это логичное и обоснованное предположение: до сих пор международные санкции не особенно впечатляли Иран, и недостаток времени — единственное, что отделяет Ахмадинеджада от обладания атомной бомбой. На которую у него предостаточно планов, начиная с «уничтожения сионистского врага».
Весь смысл переговоров для Ирана — потянуть время, отыграть еще недели или месяцы, необходимые для продолжения ядерной программы и перевода основных центров по разработке оружия массового уничтожения в бункеры под горными массивами, где их уже не достанут самые мощные израильские бомбы. Плюс если в ходе переговоров демонстрировать убедительную готовность начать служить делу мира, то это даст Ирану шанс на полную или частичную отмену международных экономических санкций.
Кто от этого останется в выигрыше, кроме аятолл? Лишь те, кому нужно дотянуть до конца этого года без особых, пусть даже и очень востребованных, потрясений в мировой политике. Без необходимости занять четкую и твердую позицию в вопросе, который может стать судьбоносным не только для маленькой страны на Ближнем Востоке, но и для ее единственного союзника за океаном…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Коган

Хайфа, Израиль
Все публикации этого автора

2 комментариев к “Иранские игры в переговоры

  1. Я сам с востока и прекрасно понимаю психологию аятолл. Они держат Запад за идиотов. Каковыми Запад и является. Политики, конечно не наивные люди, но им выгодно годами «переговариваться» — это их заработок.

    1. Мне кажется, что актульная политика Израиля — изолиривать Иран — наилучший выход в существующей ситуации. Уничтожить врага-перса не самый лучший вариант. Status quo всегда был ключем к политике.

      Вспомните, какую ошибку совершили США, разрушив Ирак и оккупировав Афганистан — главных врагов Ирана — и тем самым нарушив Status quo — равновесие в регионе, что привело к усилению Ирана и его позиции в Ираке.

      Враг моего врага — не всегда мой враг.
      Сильное ослабление Ирана наруку арабам-суннитам, главным врагам шиитов.
      Именно сунниты, дождавшись момента, когда их враги сами себя истощат, получат хорошие карты.

      Израиль должен просто держать нос по ветру и не допускать атомного оружия у непосредственных соседей — Египта, Саудовцев, Иордании.

Обсуждение закрыто.