Как-то я разговорился со студентом в стенах Московского института связи. Слово за слово, и вдруг этот молодой человек — еврей, мой ровесник — начал меня агитировать перейти в христианство.
– И это после инквизиции и погромов ты готов перейти на сторону тех, кто убивал твоих предков за то, что они хранили верность вере отцов? — спросил я его.
Его ответ ошеломил меня.
– Не по делам судят, — сказал он. — Главное — это вера, поверь — спасешься!
С тех пор я не люблю словосочетание «верующие евреи». Верующими могут быть христиане, с их акцентом на вере. В еврейской же традиции о вере как раз судят по делам…
Несколько лет спустя я слушал урок главы иешивы «Мир» в Иерусалиме рава Ицхака Эзрахи, который рассказывал о том, как фараон приказал убивать новорожденных еврейских мальчиков, а акушерки отказались подчиниться его приказу: «Но повитухи трепетали перед Всевышним и не сделали того, что говорил им царь Египетский, оставляя детей в живых» (Шмот, 1:17).
«Разве для того чтобы не убивать детей, недостаточно просто быть хорошим человеком? — спросил рав Эзрахи и ответил: — Страх перед злодеем может заставить человека совершить преступление. И этот страх можно преодолеть лишь еще более сильным страхом — страхом перед Всевышним. Рассказывая об этом, Тора учит нас, что главным мерилом веры, которая хранится в сердце человека, являются его добрые дела!»
На седьмой день после Исхода египтяне настигли евреев, которые, испугавшись, возопили к Всевышнему и сказали Моисею: «Потому ли, что нет могил в Египте, ты вывел нас умирать в пустыню? Что же ты сделал нам, выведя нас из Египта? Не эти ли слова мы уже говорили тебе в Египте: Оставь нас, и мы будем служить египтянам! Ведь лучше для нас служить египтянам, чем умереть в пустыне!» Тогда Моисей сказал народу: «Не бойтесь! Стойте в готовности и смотрите на спасение Всевышнего, которое Он совершит для вас сегодня…» Всевышний сказал Моисею: «Зачем ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израиля, чтобы они двинулись вперед. А ты подними свой посох и простри свою руку к морю и рассеки его, чтобы сыны Израиля смогли пройти по суше посреди моря» (Шмот, 14:9–16).
Почему Всевышний сказал Моисею: «Зачем ты вопиешь ко Мне?»
«Моисей стоял и молился, — объясняет Раши, приводя слова мудрецов Талмуда. — Сказал ему Всевышний: Не время сейчас для долгой молитвы, скажи им, чтобы они двинулись вперед».
«После того как евреи упрекали его за то, что он вывел их из Египта, Моисей опасался, что у евреев не хватит веры для того, чтобы исполнить его слова и двинуться в море. Потому Моисей кричал, то есть молил Всевышнего о помощи, — пишет живший в Испании мудрец Овадия Сфорно (1475–1550). — Однако Всевышний ответил ему: тебе нужно не молиться, а сказать евреям, чтобы они пошли в море».
Моисей должен был укрепиться в вере во Всевышнего, которая вдохновила его верить в себя и свои силы, а также верить в людей, положительно думать о тех, кто в конце концов пошел в море по его слову!..
После чуда развержения моря и спасения народа Моисей запел песню, превознося Всевышнего: «Милосердием Твоим ведешь Ты народ этот, который освободил, силой Твоей направляешь к святой обители Своей (Шмот, 15:13).
На первый взгляд, Моисей воспевает милосердие и силу Всевышнего, выведшего евреев из Египта и направляющего их в Святую Землю. Однако мудрецы Талмуда отмечают, что евреи удостоились милосердия Небес и освобождения за то, что относились милосердно друг к другу. Войти же в страну Израиля евреи удостоились в награду за то, что приняли Тору, которая называется «силой Всевышнего», на горе Синай.
Когда преследования евреев в Египте ужесточились, то евреи искали пути спасения, рассказывает Мидраш (Тана Двей Элиягу, 23). Тогда они решили не менять своих имен, языка и одежды и творить добро, помогая и спасая друг друга. Евреи верили, что милосердное отношение к людям вызывает милосердие Небес.
«Это урок на все поколения», — писал Хофец Хаим.