«А ты возьми себе лучших благовоний — чистой мирры пятьсот шекелей…» (30:28).
«Цниют» — одна из самых трудных для понимания концепций Торы. Это слово переводят чаще всего как «скромность» и связывают с длиной подола женского платья и глубиной его выреза. Однако цниют — это нечто гораздо большее, чем стиль одежды.
Выставлять напоказ свое бриллиантовое колье и разъезжать на «роллс-ройсе» по бедному кварталу так же нескромно, как и носить мини-юбку. На самом деле, для слова «цниют» лучше подходит другое определение — «сокрытый».
В разделе «Ки тиса», который в этом году мы читаем сразу после праздника Пурим, приведен состав благовоний, используемых в масле «для священного помазания» и в смеси для воскурений («кторет»). Первым элементом благовоний названа «чистая мирра» — «мар дрор». В Талмуде сказано, что мирра указывает на Мордехая, мудреца и праведника, спасшего евреев Древней Персии от геноцида, поскольку на арамейском языке «мар дрор» — это «мара дахия». Получается — Мордехай.
Но какая связь между благовониями и Мордехаем?
Чем ценнее вещь, тем бережнее с ней надо обращаться и тем более надежная защита ей требуется. Помнится, при советской власти из всех московских музеев меньше всего рекламировали Алмазный фонд Кремля. Далеко не все приезжие о нем знали, и попасть туда было гораздо труднее, чем в Третьяковку или Оружейную палату.
Святыни тем более нуждаются в защите и сокрытии от посторонних глаз. Когда стоял Храм, кульминацией службы Йом Кипура было зажигание священной смеси «кторет» в Святая Святых храмового комплекса. Эту главную церемонию самого святого дня еврейского календаря первосвященник проводил в полном уединении.
Даже в другие дни, когда кторет зажигали не в Святая Святых, а в «Гейхале» (Святилище), коэны-священники выходили, чтобы не мешать таинству этой службы.
Имя Мордехая напоминает о мирре, потому что он не выставлял напоказ свою огромную духовную силу. Мордехай и Эстер проявили подлинный цниют в истории Пурима, и это спасло евреев Персии от уничтожения.
Когда Мордехай раскрыл заговор царских слуг, он не выставлял напоказ свой успех, не хвастался своей бдительностью, а тихо передал всю информацию Эстер, которая позаботилась о том, чтобы заслуга Мордехая стала известна царю в нужный момент.
Вся история Пурима, детективная по своей фабуле, похожа на игру в прятки. Само имя Эстер означает «скрытый». Когда Эстер избрали царицей Персидской империи, она, в первую очередь, постаралась скрыть от всех свое еврейское происхождение.
Более того, название книги, которую мы читаем в Пурим, «Мегилат Эстер» (Свиток Эстер) означает на святом языке «раскрытие сокрытого».
Сам Б-г предпочитает скрываться от нас за кулисами истории. Не случайно, обсуждая Катастрофу и другие трагедии прошлого века, люди часто задают вопрос: «Где был Б-г?»
Во времена Мордехая и Эстер, когда злодей Аман готовился осуществить «окончательное решение», евреи тоже спрашивали: «Где же Б-г?! Неужели Он не защитит нас?»
И Он защитил. Его скрытая Рука проявилась в искусных и незаметных дворцовых «интригах» Мордехая и Эстер, в неожиданных поворотах истории, рассказанной в «Мегилат Эстер», которая завершилась триумфальной победой добра над злом.
Когда Б-г скрытно берется за дело, мы можем распознать Его присутствие в цепочке событий, происходящих в мире. Но для этого от нас самих требуется смирение и проницательность.
Обитель для души
«И будут хранить шаббат сыны Израиля во всех поколениях своих (ле-доротам)…» (31:16).
Когда человек покидает этот мир, его душа испытывает состояние растерянности. Если он при жизни был целиком погружен в материальные заботы и стремился лишь к физическим удовольствиям, то даже после смерти его душа будет по-прежнему искать эти удовольствия. Однако, лишившись телесной оболочки, она больше не в состоянии наслаждаться радостями земного бытия и поэтому не может упокоиться. Она мечется в поисках того, чем уже не может обладать, и чего нет в лучшем из миров. Трудно передать страдания мятущейся души.
С другой стороны, если человек всю жизнь стремился к духовным приобретениям и использовал физический мир лишь как средство для возвышения своей души, то он перейдет в другой мир легко, без мучений. Его душа узнает свою новую духовную обитель и будет комфортно чувствовать себя в ней.
В приведенном стихе слово «ле-доротам» — «во всех поколениях своих» — может иметь и другой смысл: «как место их обитания». Когда человек правильно соблюдает шаббат, он впитывает в себя духовность и одновременно создает «место обитания» для себя в мире грядущем — в «мире, который целиком шаббат». Перейдя из физического мира в мир духовный, он окажется в привычной обстановке — шаббат станет уютным домом для его души.
Испытание верности
«И встал Моше в воротах стана и крикнул: «Кто за Б-га — ко мне!» и собрались вокруг него все левиты» (32:26).
Почему именно левиты, потомки Леви, третьего сына праотца Яакова, оказались на высоте в трагической истории поклонения золотому тельцу? Все дело в преемственности, объясняет Рамбам.
Наш первый праотец Авраам, впервые открывший для себя Тору, передал ее своему сыну Ицхаку, тот вручил ее Яакову, а Яаков — Леви. Когда сыны Израиля спустились в Египет, именно дети Леви создавали там иешивы. И Тора никогда не отходила от их уст. Поэтому именно это колено, только оно, проявило полную преданность Б-гу в том тяжелом кризисе.