Южный Судан, новый союзник Израиля

Чарльз Джейкобс получает бостонскую награду Свободы «За усилия в борьбе против рабства» от Коретты Скотт Кинг. 2000 г.

Не каждый день лидер только что созданной страны выбирает целью своего первого зарубежного визита Иерусалим, столицу самой осажденной страны в мире. Однако в конце декабря президент Южного Судана Сальва Киир в сопровождении министров иностранных дел и обороны поступил именно так.
Президент Израиля Шимон Перес охарактеризовал его визит как трогательный и исторический. Визит стимулировал переговоры о размещении южносуданского посольства в Иерусалиме, что сделало бы правительство Южного Судана единственным в мире в этом отношении.
У этого неординарного события необычная история.
Современный Судан сформировался в XIX веке, когда Османская империя, контролирующая его северные регионы, попыталась захватить южные. Англичане, правящие из Каира, установили границы в 1898 году и в течение последующих пятидесяти лет управляли отдельно мусульманским севером и христианско-анимистическим югом. Однако в 1948 году, поддавшись давлению севера, британцы объединили обе администрации в Хартуме под контро­лем мусульманского севера, сделав официальным языком арабский.
Соответственно, независимость 1956 года принесла гражданскую войну, в которой южане сражались против мусульманской гегемонии. К счастью для них, «периферийная стратегия» премьер-министра Давида Бен-Гуриона выразилась в поддержке Израилем неарабских движений на Ближнем Востоке, в том числе южносуданцев. В первой суданской гражданской войне, длившейся до 1972 года, правительство Израиля являлось источником моральной поддержки, дипломатической помощи и вооружений.
Президент Киир в Иерусалиме признал этот вклад, отметив, что «Израиль всегда поддерживал южносуданский народ. Без вашей поддержки мы бы не достигли успеха. Вы боролись рядом с нами, сделав возможным создание Южного Судана». В ответ Перес напомнил о своем визите в Париж в начале 1960-х, когда по инициативе его и тогдашнего премьер-министра Леви Эшколя состоялись первые контакты с лидерами Южного Судана.
Гражданская война в Судане продолжалась с перерывами с 1956 по 2005 год. С течением времени мусульманский север становился все более жестоким по отношению к своим южным соотечественникам, массовые убийства, рабский труд и геноцид достигли пика в 1980–1990-е годы. Учитывая многочисленные трагедии Африки, это не произвело большого впечатления на уставший от сострадания Запад, за исключением двух движений,  возглавляемых современными американскими аболиционистами, прилагавшими чрезвычайные усилия.
Начиная с середины 1990-х, Джон Айбнер из Международной организации христианской солидарности способствовал освобождению десятков тысяч рабов в Судане, тогда как Чарльз Джейкобс из Американской группы по борьбе с рабством возглавлял Суданскую кампанию в США — инициативу, в которой принимала участие широкая коалиция организаций. Поскольку неприятие рабства объединяет всех американцев, аболиционисты сформировали уникальный альянс левых и правых, насчитывающий в своих рядах Барни Франка и Сэма Браунбека, Собрание чернокожих депутатов  в Конгрессе и Пэта Робертсона, чернокожих пасторов и белых евангелистов. Луис Фаррахан, напротив, был обличен и пристыжен за попытки отрицать существование рабства в Судане.
Усилия аболиционистов увенчались успехом в 2005 году, когда администрация Джорджа Буша-младшего оказала давление на Хартум и было подписано мирное соглашение, положившее конец войне и давшее южанам возможность проголосовать за независимость. Они сделали это с энтузиазмом в январе 2011 года, когда 98% населения проголосовали за отделение от Судана, что через шесть месяцев привело к образованию Республики Южный Судан. Перес из Израиля приветствовал это событие как «веху в истории Ближнего Востока».
Долгосрочный вклад Израиля окупился. Южный Судан вписывается в стратегию «обновленной периферии», включающей в себя Кипр, курдов, берберов, а также, возможно, в один прекрасный день постисламистский Иран. Южный Судан богат природными ресурсами, особенно нефтью. Кроме того, он играет важную роль в переговорах о распределении вод Нила, что позволит оказывать влияние на Египет. Помимо практической пользы, новая республика представляет вдохновляющий пример сопротивления немусульманского населения исламскому империализму благодаря принципиальности, постоянству и преданности делу. В этом смысле рождение Южного Судана напоминает Израиль.
Для того чтобы визит Киира в Иерусалим действительно стал вехой в развитии Южного Судана, эта страна должна пройти долгий путь от нищего международного протектората со слабыми институтами к современности и подлинной независимости. Этот путь потребует от руководства не расходовать ресурсы нового государства и не мечтать о победе над Хартумом для создания «нового Судана», а заложить основы успешной государственности.
Для израильтян, как и для всего Запада, это означает содействие в областях сельского хозяйства, здравоохранения и образования и настоятельные призывы к Джубе сосредоточиться на обороне и развитии, избегая войн. Успешный Южный Судан в конечном счете может стать региональной державой и зрелым союзником не только Израиля, но и всего Запада.

Перевод с английского
И. ЭЙДЕЛЬНАНТ

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

2 комментариев к “Южный Судан, новый союзник Израиля

Обсуждение закрыто.