Под таким названием «ЕМ» опубликовал в №689 статью из «Совершенно секретно».
Суть статьи сводилась к тому, что в 1941 году части НКВД заминировали много зданий в Москве, чтобы взорвать их, если немцам удастся ворваться в столицу. В настоящее время многое разминировано, но, наверное, не все. Кроме того, в статье утверждается, что чекисты спихнули работы по разминированию на военных.
Мой отец — офицер-сапер Илья (Исаак) Яковлевич Снитковский (1918-1976 гг.) принимал участие в минировании Кремля осенью 1941 года. В случае прорыва немцев к Кремлю, им бы достались руины. Кроме того, отец рассказывал, что немецким самолетам несколько раз удавалось сбросить бомбы на Кремль. Все довольно быстро восстанавливали. Естественно, что ни о минировании, ни о бомбежках Кремля ничего нельзя было рассказывать или писать в письмах. Если верить газете «Совершенно секретно», то самый секретный объект СССР — Кремль должны были минировать чекисты. Но это не так — Кремль минировали военные.
Саперный полк, в котором служил мой отец, был отозван с фронта и размещен на территории Кремля и выведен лишь перед началом контрнаступления под Москвой. Точнее, часть поставили на острие первого контрудара под Красной Поляной. Саперов вместе с другими частями погнали в атаку под сильным огнем противника. Из полка в первый день контрнаступления уцелели лишь несколько человек, получивших ранения. В числе счастливцев был мой отец.
Об этом отец рассказывал дома во время встреч с боевыми товарищами. Меня предупредили, что об этом нельзя никому говорить. Я не могу утверждать, что часть, которая минировала Кремль, была сознательно уничтожена. Вполне вероятно, что это было не в результате злого умысла, а из-за обычной жестокости советского командования.
Но на что я хотел бы обратить внимание: мой отец служил в армии, а не в НКВД. В его документах прослеживается армейский путь, но в составе частей Красной Армии. Думаю, что именно саперные части, имевшие боевой опыт минирования, использовались для закладки взрывчатки в Москве. Наверняка конвойные части НКВД прикрывали работу армейских саперов, но НКВДешники, как им это приписывает «Совершенно секретно», Москву не минировали. Минирование множества объектов требовало большого количества подготовленных людей. НКВД вследствие своей структуры вообще не располагало саперными подразделениями (сегодня мы знаем структуру НКВД-МГБ от времен Дзержинского и до смерти Сталина — архивные публикации исчерпывают этот вопрос.) Поэтому разминирование московских объектов также поручили военным, а не чекистам, которые этим заниматься не умели в силу исполнения других обязанностей.
Вообще не ко всем статьям в «Совершенно секретно» нужно относиться доверительно — это чекистская газета. Помимо разумных статей, в ней прошло много материалов, которые наводили тень на плетень, провоцировали шпиономанию и т. д.