Оценивая Каддафи

По приходу к власти Каддафи был одним из самых привлекательных общественных деятелей

Первого сентября исполнилось ровно 42 года с того дня, когда Муаммар Каддафи стал правителем Ливии, и сегодня он был бы главой государства с наибольшим стажем. Поскольку он уходит со сцены, его злополучное пребывание у власти заслуживает оценки.
Каддафи пришел к власти в возрасте 27 лет, в дни упадка наиболее влиятельного египетского лидера панарабизма Г.А. Насера и видел себя как последователя Насера, но с еще большими амбициями: если Насер мечтал о единой арабской нации, простирающейся от Атлантики до Персидского залива, то Каддафи видел общеарабское единство лишь в качестве первого шага к единству общемусульманскому. Хотя Каддафи не удалось достичь какого-либо единства и его «третья международная теория», подробно изложенная в «Зеленой книге» (1975), потерпела полный провал, он оказал раннее и сильное влияние на два важных события.
Во-первых, он сыграл ключевую роль в росте цен на энергоносители, начавшемся в 1972 году и продолжающемся по сей день. Бросив вызов международным нефтяным компаниям, контролирующим добычу нефти и цены на нее, он положил начало переходу власти от западных залов заседаний советов директоров к ближневосточным дворцам. В частности, риск Каддафи успешно окупился четырехкратным увеличением цен на нефть в 1973–1974 гг.
Во-вторых, Каддафи положил начало тому, что тогда было известно как «исламское возрождение». Во время, когда никто не набрался дерзости сделать это, он вызывающе и провокационно продвигал дело ислама, используя аспекты исламского права, призывая мусульман во всем мире делать то же самое и оказывая помощь мусульманам в конфликтах с немусульманами.
Долгое правление Каддафи можно разделить на четыре этапа. Первый и самый значительный, 1969–1986 гг., был наполнен лихорадочной активностью, вмешательством в проблемы и конфликты от Северной Ирландии до юга Филиппин. Неполный перечень: провал перевыборной кампании Джимми Картера в 1980 г. путем денежных выплат его брату Билли; объявление политического союза с Сирией; военная помощь Ирану против Ирака; угрозы Мальте прекратить разведку нефти в спорных водах; подкуп кипрского правительства для установки ливийского радиопередатчика; отправка войск на юг Чада для захвата власти в стране и навязывания ей политического союза; помощь мусульманской группировке в Нигерии, чье насилие стоило жизни более чем сотне человек.
Но эти усилия ни к чему не привели. Я писал в 1981 г.: «Ни одна из попыток Каддафи способствовать государственным переворотам не закончилась свержением какого-либо правительства, ни один из вооруженных мятежей не удался, ни одна из сепаратистских групп не создала нового государства, ни одна из террористических кампаний не сломила чью-либо решимость, ни один план объединения не был доведен до конца и ни одна страна, кроме Ливии, не следует курсом «Третьей теории». В результате Каддафи принес горе и разрушения, так и не достигнув ни одной из своих целей. Едва ли можно представить себе большую тщетность усилий».
Первый этап закончился американской бомбардировкой 1986 г. в ответ на взрыв дискотеки в Берлине. Похоже, это оказало влияние на психику Каддафи. Его бешеный авантюризм резко сократился, он повернулся лицом к Африке, а также взялся за создание оружия массового уничтожения. Его присутствие на мировой арене уменьшалось, все больше людей относились к нему как к сумасброду.
Третий этап начался в 2002 г., когда успокоившийся Каддафи заплатил компенсацию за роль Ливии в крушении самолета Pan-Am в 1988 г. и отказался от ядерных амбиций. Хотя основы его режима остались, он стал persona grata в странах Запада, а британский премьер-министр и американский госсекретарь даже нанесли ему визиты в Ливии.
Четвертый и последний этап начался в этом году с восстанием Бенгази, когда Каддафи вернулся к нескрываемой жестокости своего прежнего правления, отбросив тщательно выстроенный им образ лидера, прислушивающегося к международным ожиданиям. По мере того как режим Каддафи расползался по швам, злобность и заблуждения держали его в центре внимания с разрушительными последствиями: все большее число ливийцев отвергало его, его семью, его режим и его наследие.
Сегодня, после десятилетий репрессий и обмана, ливийцы стоят перед задачей избавиться от этого грязного наследия. Они должны бороться, чтобы освободиться от паранойи, развращенности и искажений. Как подытожил проблему Эндрю Соломон из New Yorker, ливийцы «смогут оправиться после хищений и жестокости режима Каддафи, но потребуется еще много времени, чтобы исчезла ложь жизни в Великой Народной Социалистической Ливийской Арабской Джамахирии».

Перевод с английского
И. ЭЙДЕЛЬНАНТ

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 2,25 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

5 комментариев к “Оценивая Каддафи

  1. С Каддафи мне много не ясно . Почему его так особенно ненавидели и ливийцы и на Западе?
    Вчера его местные жители убили диким образом- поймали живым и затоптали ногами , разорвали руками . А ведь последние 10 лет ливийцы жили припеваючи
    — Пособие по безработице — 730$
    — ВВП на душу населения — 14192$
    — На каждого члена семьи государство выплачивает 1000$ в год
    — Зарплата медсестры — 1000$
    — За каждого новорождённого выплачивается 7000$
    — Новобрачным дарится на покупку квартиры 64000$
    — Помощь на открытие личного бизнеса — 20000$
    — Крупные налоги и поборы ЗАПРЕЩЕНЫ
    — Образование и медицина БЕСПЛАТНЫЕ
    — Образование и стажировки за рубежом БЕСПЛАТНЫЕ
    — Квартирная плата ОТСУТСТВУЕТ
    — Плата за электроэнергию в стране ОТСУТСТВУЕТ
    — Бензин стоит дешевле воды 1 литр = 0,14$
    — Кредитная ставка — 0%
    — Риэлторские услуги ЗАПРЕЩЕНЫ
    — За подделку лекарств — смертная казнь
    — Часть аптек с бесплатным отпуском лекарств
    А Запад ? Да, несомненно . в прошлом бандит . Но последние 10 лет почти друг -отказался от ядерного оружия , воевал с Аль Кайдой , посылал молодежь учится на Западе ,заплатил компенсацию за роль Ливии в уничтожении самолета Pan-Am в 1988 итд
    Конечно диктатор , конечно враг — но почему Насрала , Ахмадиниджад , и др. лучше , почему Путин ,Ким Чен Ир, Махмуд Абас и др. почти друзья, почему Мубарака надо свергать , а Асада лелеять
    Кто мне доходчиво разяснит ?

    1. Это , разумеется , не ответ. а добавление , поскольку комментарий неизвестно , как редактировать

      Последние годы, вроде , Каддафи выступал против исламских террористов , во всяком случае так уверял . А три четверти ливанских повстанцев сторонники радикального ислама и «мусульманских братьев» и их руководитель Абдель Бельхаж- глава ливийской Аль — кайдовской организации ЛИБГ — признанной США террористической оррганизацией.
      Можно Б. Обаму и НАТО только поздравить с очередной большой победой ….

  2. Иегуда Ерушалми:

    Мусульманин Обама расправляется с конкурентами на пути к званию Великого Халифа. Мубарак, Бин-Ладен, Каддафи… Все они жаждали стать Великими Халифами. Кто следующий? Серьезные конкуренты, из тех, что остались, эти : аятоллы и Ахмадинеджад. Послабее — турки.
    Асад, Насралла, Путин, Абу-Хамасен — не тянут на глав исламского мира.

    Позволите процитировать фрагменты моей статьи примерно полугодовой давности?

    «Каддафи оказался неожиданно крепким орешком для старческих челюстей демократического мира. Его не удается расколоть так просто, как старика Мубарака, которым уже занялась прокуратура «нового» Египта. Каддафи моложе, отчаяннее, и, похоже, действительно, того (известный жест пальцем у виска). Следовательно, он обладает, как минимум, одним из физических качеств Пророка, в лоне учения которого явился на свет. И это свойство, порою способствует харизме, позволяющей властвовать над людскими массами. Вспомните, хотя бы, Гитлера, которого небезосновательно называли «бесноватым», «ковроедом». Или Сталина, у которого проф. Бехтерев еще в начале 30-х обнаружил гибрид паранойи с шизофренией…
    Думаю, Господь оставит Аману Каддафи еще пару недель до Пурима. Пусть пока потрепыхается назло Аману Вайтхоллу. В конце концов, Каддафи, все-таки, замечательная для нашего времени личность. Если подавляющее большинство правителей последнего полувека стремились властвовать и обогащаться в мейнстриме традиций своих обществ, совершая иногда, лишь небольшие зигзаги, Каддафи очень оригинальничал. Правда, его можно уличить в многочисленных плагиатах, а можно сказать, что он творчески перерабатывал и, главное стремился воплотить в жизнь практически все безумные идеи, возникшие в головах мировой образованщины, великих преобразователей природы человека и обществ за последние века полтора, причем, все сразу. Не помню, сколько уж, лет назад, давно, когда на слуху появилось слово «джамахерия», мы грешным делом, преобразовали ее в «джамахерню». Но теперь, войдя в поток арабского языка лишь по самые пальчики ног, я понимаю, что это всего-навсего, калька слов «демократия», «народовластие». Каддафи создал государство прямой власти народа, без высшего руководителя, сам же он — просто вождь ливийской революции! Ну, чем не мечта сегодняшних либералов-неоанархистов, не воплощение идей мыслителей прошлого от социал-утопистов до марксистов? И, вот такого утописта-реалиста сейчас топят всем миром! И потому топят, что «джамахерия» наглядно показывает нелепость либерастической белиберды, воплощенной в жизнь. Поделом тебе, акула, поделом!

    И еще. Если Каддафи — вождь революции, то, соответственно, бунт против него — контрреволюция. Но политологи, историки, обозреватели аналитики и пр. пр. публика, стройными рядами согнувшаяся перед властителями в позе «чего изволите-с?», для которой история из набора мифов перешла в реальную стадию, ну, никак не раньше последней трети 18 в., и сцена ее была ограничена лишь Европой и Северной Америкой, упорно разглагольствует про «революции в арабском мире». Такое дано указание! А, ведь, с революциями дело такое — цыплят по осени считают. Вон, даже большевики, уж, на что, наглые, заговорили о революции, Октябрьской революции, и, чем дальше, тем больше — Великой Октябрьской революции, лишь когда убедились в неизлечимости нанесенных ими ран своей стране и необратимости полученных ею травматических уродств. А, в начале, в первое десятилетие насилования России, лишь скромно — «октябрьский переворот»…

  3. Иегуда Ерушалми:
    Из моей статьи «Горит Восток зарею новой?», написанной в начале марта. Пытался повесить вчера — срывалось.

    «Каддафи оказался неожиданно крепким орешком для старческих челюстей демократического мира. Его не удается расколоть так просто, как старика Мубарака, которым уже занялась прокуратура «нового» Египта. Каддафи моложе, отчаяннее, и, похоже, действительно, того (известный жест пальцем у виска). Следовательно, он обладает, как минимум, одним из физических качеств Пророка, в лоне учения которого явился на свет. И это свойство, порою способствует харизме, позволяющей властвовать над людскими массами. Вспомните, хотя бы, Гитлера, которого небезосновательно называли «бесноватым», «ковроедом». Или Сталина, у которого проф. Бехтерев еще в начале 30-х обнаружил гибрид паранойи с шизофренией.
    Кстати, евреи! Сегодня, 5 марта, самое время вспомнить, что в Пурим 5713 г. издох омерзительным образом Аман Виссарионович! Думаю, Господь оставит Аману Каддафи еще пару недель до Пурима. Пусть пока потрепыхается назло Аману Вайтхоллу. В конце концов, Каддафи, все-таки, замечательная для нашего времени личность. Если подавляющее большинство правителей последнего полувека стремились властвовать и обогащаться в мейнстриме традиций своих обществ, совершая иногда, лишь небольшие зигзаги, Каддафи очень оригинальничал. Правда, его можно уличить в многочисленных плагиатах, а можно сказать, что он творчески перерабатывал и, главное стремился воплотить в жизнь практически все безумные идеи, возникшие в головах мировой образованщины, великих преобразователей природы человека и обществ за последние века полтора, причем, все сразу. Не помню, сколько уж, лет назад, давно, когда на слуху появилось слово «джамахерия», мы грешным делом, преобразовали ее в «джамахерню». Но теперь, войдя в поток арабского языка лишь по самые пальчики ног, я понимаю, что это всего-навсего, калька слов «демократия», «народовластие». Каддафи создал государство прямой власти народа, без высшего руководителя, сам же он — просто вождь ливийской революции! Ну, чем не мечта сегодняшних либералов-неоанархистов, не воплощение идей мыслителей прошлого от социал-утопистов до марксистов? И, вот такого утописта-реалиста сейчас топят всем миром! И потому топят, что «джамахерия» наглядно показывает нелепость либерастической белиберды, воплощенной в жизнь. Поделом тебе, акула, поделом!
    И еще. Если Каддафи — вождь революции, то, соответственно, бунт против него — контрреволюция. Но политологи, историки, обозреватели аналитики и пр. пр. публика, стройными рядами согнувшаяся перед властителями в позе «чего изволите-с?», для которой история из набора мифов перешла в реальную стадию, ну, никак не раньше последней трети 18 в., и сцена ее была ограничена лишь Европой и Северной Америкой, упорно разглагольствует про «революции в арабском мире». Такое дано указание! А, ведь, с революциями дело такое — цыплят по осени считают. Вон, даже большевики, уж, на что, наглые, заговорили о революции, Октябрьской революции, и, чем дальше, тем больше — Великой Октябрьской революции, лишь когда убедились в неизлечимости нанесенных ими ран своей стране и необратимости полученных ею травматических уродств. А, в начале, в первое десятилетие насилования России, лишь скромно — «октябрьский переворот»…
    Между прочим, ограниченность исторического поля зрения у вышеназванной высокоинтеллектуальной публики, приводит к явлению, которое мой друг Янкель называл бедной фантазией. Кто, по вашему, «Гитлер сегодня»? Ахмадинеджад? Нет, ошибаетесь, сегодня уже Каддафи! И псих, и в осаде отбивается, патронов и людей не жалея, скоро, глядишь, в бункер залезет и отравится. И опять, как бы, ни при чем, в стороне, остается харизматический Пророк, эпилептик, создавший новою историческую общность «правоверных», брошенную им на завоевание мира. Не ему ли подражал Каддафи, с мамкиной титькой всосавший учение Пророка, бросившись, для начала, объединяться с соседним Египтом против воли его фараона? Получил тогда по мозгам и задумался, и увидел, что красная ветвь зеленого древа, посаженного Пророком, цветет и пахнет разными цветами на всех континентах. И прижил, как мог, ее у себя. Господи, и такого мичуринца, такого мирового экспериментатора — утопить! Вот, не будь он к тому же Аманом, был бы на его стороне! А так, не могу. И желаю ему лишь дотянуть до Пурима, но не долее, дабы очередной раз была доказана извечная историческая правота нашего народа!

    Каддафи, между прочим, предлагал нам, израильтянам, создать с так называемыми «палестинцами» единое государство «Исратин», и жить совместно в мире и дружбе. Ну, что мы с ними не поделили? Очередное, кстати сказать, недоумение прогрессивной образованщины.

  4. господа, у вас плохи дела с логикой. Марир, вы, я думал, правый—и при этом за чистую монету принимаете идею психопата о «едином государстве евреев и арабов»? да ведь даже большинство либералов об этом и не мечтают, а мечтают лишь о двух гос-вах живущих рядом! вы обличаетем не сдерживаясь в эпитетах, «либерастическую белиберду»— а сами высказываете ещё более утопичные вещи, основанные на мыльных пузырях. если критикуемые вами «прогрессивная образованщина», то вы с Петером образованщина регрессивная. по-моему, это ещё грустнее. ваша атака на «джамахирию-демократию» вобще апофеоз хамства пополам с шулерством: СССР и ему подобные тоже называли себя «народными демократиями». как говорится в анекдоте, «он говорит? ну так и вы говорите».

    теперь о вас, Петер. вы уж точно правый, правей некуда(не считая разве что г-жу Нехаму)—и при этом всерьёз цитируете дешевые грязные агитки кровавого тирана? вы забыли как он взрывал самолёты с американцами в британском небе, что теперь удивляетесь «почему его так ненавидят»? что до его борьбы с исламским террором, то он именно что ГОВОРИЛ о ней, особенно когда нужен был повод убить или помучить очередного оппонента. а настоящих террористов, в частности переданных ему из Гвантанамо, он отпускал на волю
    риэлторские услуги, говорите, в Ливии запрещены были? это хороший факт? по-моему, ужасный

    а слова про «лелеяние Асада»—уже просто ложь. извините, Петер, но я называю вещи своими именами. никто на Западе его не лелеет, ещё немного и с ним будет то же что с Каддафи—но ведь вы сами первый закричите что его тоже не надо было свергать, ибо он «воюет с исламистами» и т.д.

    грустно, господа, вас читать

Обсуждение закрыто.