Раввин, к которому я обратился однажды за советом по сложному личному делу, поинтересовался: «Что думает об этом твоя жена? Спроси ее мнение». — «И сделай наоборот», — продолжил я в духе известной совковой мудрости, но тут же натолкнулся на осуждающий взгляд: «То есть как это наоборот?!»
Каждый здравомыслящий человек, не обремененный религиозными предрассудками, твердо знает, что иудаизм обращается с женщинами как с существами второго сорта. Им, например, не позволяют выполнять многие заповеди, чтобы закабалить их домашней работой и уходом за детьми.
Некоторые из этих мицвот приведены в сегодняшнем разделе: только мужчинам заповедано приносить праздничные жертвоприношения, пользоваться четырьмя видами растений в Суккот и сидеть в шалаше, сукке.
Что ж, женщины действительно не равны с мужчинами: иудаизм ставит их выше. Во многих отношениях они — привилегированное сословие. Взять хотя бы порядок Сотворения мира — от простого к сложному. Человек — венец Творения. Но что, вернее, кто был создан последним? Женщина. Она была сотворена после мужчины, и из него. Адама Б-г «слепил» из праха земного, а Хаву «выточил» из мужниной плоти.
Наверное, поэтому мужчины так примитивны и мягкотелы, чаще идут на поводу у своих животных инстинктов, легче впадают в уныние. Зато женщина — кремень: она же из ребра, прочной кости. «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…» Конфликтовать с женой — все равно что плевать против ветра: себе дороже.
Хорошо, но если женщины духовно сильнее и совершеннее мужчин, почему от них не требуется выполнять заповеди, относящиеся к определенному времени, например, сидеть в сукке?
Б-г дал три праздника, описанные в сегодняшнем разделе, Песах, Шавуот и Суккот, праотцам еврейского народа — соответственно Аврааму, Ицхаку и Яакову, а Рош Ходеш, новомесячье, первый день каждого из двенадцати месяцев, который раньше тоже считался праздником, получили двенадцать колен Израиля.
Мужчины израильских колен лишились этого праздника после греха поклонения Золотому тельцу, и Рош Ходеш остался только еврейским женщинам. Почему именно женщинам?
Потому что, когда мужчины потребовали у своих жен украшения для изготовления Золотого тельца, те резонно возразили: «Неужели вы думаете, что бессильный идол спасет вас?» Жены отказались пожертвовать украшения, и мужья, охваченные языческим угаром, прибегнув к грубой физической силе, конфисковали ювелирное золото.
Поскольку женщины не участвовали в поклонении тельцу, Всевышний вознаградил их праздником Рош Ходеш, освободив от повседневной работы в этот день.
Но какая здесь связь с суккой? Для сохранения своего духовного здоровья человек должен регулярно выходить на связь с высшей реальностью, подзаряжать свои духовные аккумуляторы. Иначе ему не хватит энергии, и его, беспомощного, затянет водоворот физического бытия, мира иллюзий. Существуют две реальности — реальность времени и реальность пространства. Мы соединяемся с реальностью времени, выполняя заповеди, регламентированные по часам, дням и временам года.
Мужчина должен молиться трижды в день в предписанное время. Он должен носить цицит и накладывать тфилин на лоб и руку. Эти и другие периодические мицвот необходимы ему для ориентации во времени. Дело вовсе не в том, что женщина не обязана сидеть в сукке. Сукка ей просто не требуется. У нее есть своя встроенная «сукка». И встроенные «цицит», и встроенные «тфилин». Женщина более восприимчива к духовным сферам; она в них лучше ориентируется, поэтому ей гораздо реже, чем мужчине, требуется «подзарядка» — выход на связь с Истинной реальностью.
Сказал Б-г Аврааму, родоначальнику многих народов, гению и пророку: «Слушайся всего, что скажет тебе Сара» (Берешит, 21:12) и делай так, как она велит. Не наоборот.
«Он же сын египтянина»
«И вышел сын израильтянки, он же сын египтянина, в среду сынов Израиля, и поссорились в стане этот сын израильтянки с израильтянином. И оскорблял сын израильтянки имя Б-га, и проклинал…» (24:10-11).
Заключительный эпизод с человеком, казненным за оскорбление Имени Б-га, кажется на первый взгляд случайным, не связанным с темой раздела. Но такая связь все же есть. В философском смысле речь идет о том, что ритуальная сторона иудаизма не должна заслонять его социальный императив. Цель Торы — создать такое общество, которое будет стремиться к совершенству как в межличностных отношениях, так и в отношениях с Б-гом.
Но о чем, собственно, идет речь? По одной версии, «сын израильтянки» презрительно отозвался о храмовых хлебах, которые меняли раз в неделю по субботам: «Земные цари едят теплые, свежеиспеченные булки. Почему же Б-г, Небесный Царь, должен питаться остывшим черствым хлебом в Шатре Откровения?»
Одного из слышавших возмутили эти оскорбительные претензии. Дело дошло до драки, и сын израильтянки произнес Имя Б-га, которое запрещено говорить вслух, и стал проклинать, хулить Всевышнего.
Согласно другой версии, речь шла о наследственном праве богохульника. Он был сыном еврейки из колена Дана и египтянина. Согласно мидрашу, близость его родителей была случайной: египтянин пришел к еврейке в темноте, и она подумала, что это ее муж вернулся с работы. Впоследствии Моше убил того египтянина за издевательства над еврейским рабом (см. Шмот, 2:11-12).
Само внимание к родословной богохульника указывает, что он был фактически единственным полукровкой в еврейском стане: несмотря на угнетение и даже прямой геноцид, евреи не пытались решить свои проблемы в Египте за счет ассимиляции; они сумели сохранить чистоту семейных отношений, не вступали в смешанные браки и избегали разврата.
Богохульник хотел жить среди потомков Дана, в колене своей матери, но они отказались принять его, поскольку принадлежность к колену определяется по отцу (хотя его еврейство, наследуемое по материнской линии, не ставилось под сомнение). Суд, возглавляемый Моше, взял сторону представителей Дана.
Рассерженный «сын израильтянки» устроил демонстрацию протеста в походном стане. Страсти накалились; он ввязался в драку с одним из евреев и изрек свое проклятие. Если бы тот еврей проявил сдержанность и попытался разрядить конфликт здравыми доводами, то, возможно, обошлось бы без драки и без публичного оскорбления Имени Творца. Да и сам хулитель остался бы жив.
И еще одна интересная информация, которую можно почерпнуть из этой истории. До вынесения приговора хулителя «посадили под стражу». Мы знаем, что закон Торы не предусматривает тюремное заключение в качестве наказания за преступление, но КПЗ, как видим, существовали еще в период Исхода.
то есть они сделали его человеком вобще без колена? евреев \»второго сорта\», без определённого \»места жительства\»? боюсь я б тоже сильно выругался в такой ситуации..