Несколько лет назад вышла книга р. Аарона Фельдмана «Жонглер и царь» («Juggler and King»), в которой разбираются комментарии Гаона из Вильно на метафоры из мидрашей Талмуда.
Он, в частности, дает интерпретации экзотическим рассказам о животных как метафорическому объяснению особенностей природы человека.
Три змея
Один из сюжетов Талмуда описывает сухопутного змея (нахаш) и морского (танин). Сухопутный имеет две разновидности — мужскую и женскую.
Гаон объясняет, что эти три разновидности змей иллюстрируют три подхода ецер а-ра, мешающие нашим стремлениям к духовности.
У сухопутного змея есть две тактики нападения:
– он «выстреливает» телом и вонзает ядовитые зубы в жертву. Это прямолинейная атакующая тактика, и она соответствует мужскому началу змея;
– он «обвивается» телом вокруг жертвы и душит ее, окружив со всех сторон и сжимая. Это тактика женского начала змея
Как проявляются обе тактики?
Прямолинейная — это атака на человека, чтобы он «оступился» и совершил грех. Желание согрешить нападает на человека, и он оказывается жертвой этого желания (агрессия греховного желания).
Второй вид атаки — когда человека заманивают в какое-то негативное поведение («окружают» его им), и человек втягивается в это поведение и не может из него вырваться.
Это напоминает обвивание змея вокруг человека: когда змей находится со всех сторон, человек не может вырваться и последствия разрушительного поведения «душат» человека, отбирая его жизненные ресурсы и «переводя» их на паразитную систему.
Эта тактика связывается мудрецами с женским началом, и она включает женский подход «искушения» и «обнимания» в его деструктивном аспекте.
Кто такой «морской змей»? Море — это наши жизненные испытания. Плыть по морю обозначает двигаться по жизни, попадая в различные «волнения» и «бури».
На нашем пути также оказываются различные препятствия, которые мешают нашему духовному развитию. Это и проблемы с деньгами, и проблемы со здоровьем, и другие жизненные невзгоды.
Все эти факторы могут стать серьезными препятствиями в наших духовных трудах.
Поэтому этот вид препятствий символизируется морским змеем.
Как сказано: «Осведомлен — наполовину победил». Если мы умеем распознать в том, что происходит с нами и вокруг нас, происки трех видов змей, мы можем им противодействовать. Иначе мы будем падать от атаки прямолинейного змея, терять жизненные силы, удушаемые аддиктивным змеем и воспринимать жизненные проблемы как непреодолимые оправдания для того, чтобы отказаться от своей миссии — от своего духовного пути.
Наша задача быть победителем змей, а не их жертвой.
Осел, бык и козел
Гаон из Вильно в другом сюжете дает объяснение «списку» из трех животных — осла, быка и дикого козла.
Он пишет, что эти животные обозначают три ступени работы с информацией во время нашей духовной учебы.
Осел и бык — «силовые» животные.
Осел — везет груз по земле.
Бык — тянет плуг, который вгрызается вглубь земли.
Это два базовых подхода к учебе.
Осел — везет по поверхности. Он символизирует простое накопление информации, которую мы «загружаем» в нашу память и «везем» по жизни, как грузовое животное.
Бык — пропахивает землю. Он символизирует углубленное изучение информации, когда мы «погружаемся», как плуг, вглубь тех знаний, которые мы изучаем.
Самый продвинутый творческий этап символизирует «дикий» горный козел.
Гаон пишет, что то, что он дикий, означает, что он странствует, где он сам хочет, где ему самому интересно, не согласовывая «маршруты» с хозяином.
То, что он горный, символизирует те высоты, на которые он поднимается в своих интеллектуальных странствиях.
Его рога символизируют умение спорить и нападать (на авторитеты), высказывая свое мнение.
Так природный мир помогает понять ключевые духовные идеи.
14 ноября
с 10 а.м. до 1 р.м.
р. Ефим Свирский проводит минисеминар в JCBB
(2915, Ocean Parkway)
Опубликовал: Меир БРУК