У стен кукольного домика

Скажите, вы сколько планируете обитать на этом шарике? Так, навскидочку? Попробуйте спросить дважды. Сперва у хладнокровного интеллектуала – тому всё равно, он факты фиксирует. А следом – у сердца.

А теперь на минутку предположите, что Б-г есть. И Он управляет этим миром. Скажите, вы уверены, что Он не слишком роскошествует?! Ну взять хотя бы человеческий мозг. Это ли не нелепость, что конструкция такой невероятной сложности, к которой наши учёные (мозг используя) только-только начинают подбираться, будет «выброшена на свалку», вместе со всем её накопленным содержимым? Невероятное расточительство!

Впрочем, если Б-га нет, дело выходит ещё непонятнее. Вы можете себе хотя бы представить, как это сооружение возникает в результате «долгого сочетания случайных процессов»? Недавно мне посчастливилось прочитать очередную статейку о Григории Перельмане. Есть такой странный гений-математик в Петербурге. Знаете, как статья называлась? «Перельман доказал, что Б-га нет»! Цимес!

Мол, на основании его очередного математического открытия можно предположить, что оч-чень сложные вещи могут случаться «сами по себе», без направляющей руки. В общем, братва, давайте начнём сразу со второго пасука Торы: «Земля была непостижима и хаотична». Повлиял ли на авторов очередной экономический кризис, из-за которого первый пасук Торы («Вначале сотворил Б-г небо и землю») забылся? И стало гражданам неведомо, откуда в «хаотичной и неорганизованной природе» настолько сложные и изысканные законы, что это перельмановское «само по себе» осмеливается происходить? Что поделать, память – штука ненадёжная, всего не упомнишь…

Вероятно, чтобы предотвратить размножение подобных статеек, Тора даёт нам множество заповедей «помни». И ещё большее число приёмов запоминания. Например, ежедневно еврей должен вспоминать о выходе из Египта, о даровании Торы на Синае, о нападении Амалека (древнего наци), о человеческой привычке испытывать Б-га, про запрет злоязычия и о Субботе. А в нашей главе сообщается о главной причине, по которой человек может забыть своего Создателя. «Дома удобные построишь и присядешь…» И сразу: «и когда прочно забудешь…».

Шах уточняет, что здесь под «забыванием» Тора имеет в виду пренебрежение её заповедями. Что-то в духе сегодняшнего «с верой в сердце человека», которого его «вера» (точнее, абстрактное умозрение) ни к чему не обязывает и практически никуда не ведёт. Он, конечно, понимает, что откуда-то взялись его «удобные дома», небо и земля, да и самое его тело откуда-то появилось. Но он слишком увлечён раздвижной дверью и балкончиком своего «удобного дома»…

Приведу большую цитату из книги рава Шаха, недавно ушедшего от нас великана Торы. «Я всегда удивлялся, почему эту заповедь называют «заповедью веры»? Ведь очевидно, что вера (в Творца и Его управление миром) – из числа первых основ, диктуемых разумом… Невозможно описать мудрость, заключённую в мельчайшем творении, тем более – мудрость в творении человека… Рабби Хаим из Бриска ответил своему сыну на этот вопрос следующее: несомненно, знание о Всевышнем в той мере, в какой это доступно разуму, относится к сфере разума, а не веры. Обязанность верить начинается в том месте, где кончается сила человеческого разума».

А сила нашего разума пасует обычно там, где кончается интерес. Нет, конечно, теорию можно построить и дальше… Только она будет тебе безразлична. Так, условная игра ума. Да, но там же, на границе интереса, тогда не возникнет и вера! Если чтобы размышлять, действовать по расчёту нужен интерес, твоя личная вовлечённость – не на пределах ли интеллектуальной способности?! Иначе ты просто отмахнёшься от обитающего там туманного «нечто». От неочевидного «умственным очам». Зачем тебе оно?

Вот и выходит, предел нашей разумности, как и нашей вере, ставит увлечённость «добротными домами», властью, деньгами и известностью… Теми игрушками, которые готовы присвоить наш интерес. И у множества людей присваивают. Чуть ли не на всю жизнь. И даже элементарный вопрос: сколько вы думаете обитать под стенами этого «кукольного домика»? — становится абстрактным и неинтересным. Куда уж там добраться до следующего (не менее элементарного) вопроса: зачем этот мир и я сам так сложно устроены? Нет ли у всего этого более сложной задачи, чем попастись свои 50 – 70 — 120 лет, удачно переваривая травку? Впрочем, это мы уже о заповедях…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора