Правильно, «жёстко спать». Кстати, почему? Мне вот на пуховичке дремать сноровистей. Может, поговорка про того, кто под перину гвозди подсовывает?
Как бы то ни было, последняя книга Торы, после вступительных справок, начинается с благословения евреям. А большая часть самой книги, предсмертного обращения Моше к народу — строгое назидание, даже порицание. Предупреждение о величии святого народа и (потому) о сложности его задачи. Из начала книги «Дварим» наши мудрецы учат, как правильно критиковать и наставлять.
Шах приводит мидраш. Предупреждает Творец Моше: «И чтобы они приняли твоё наставление, ты должен сперва их благословить». Этот совет повторяет царь Шломо в «Притчах», утверждая, что только такой вид наставления по-настоящему «хорош». Мидраш, как обычно, сталкивает тексты ТаНаХа, внешне совершенно не связанные. И высекает неожиданную искру. Оказывается, когда мать новорожденного Моше увидела, «что он хорош» — это относилось к тому, как её сынок построит своё прощальное обращение к евреям!
Из странного «и», с которого начинается текст мидраша, Шах делает вывод, что такой способ увещевания правилен «и в других случаях». Но… и благословение, и назидание должны быть продуманными и искренними! Воскликнул Моше: «Б-г отцов ваших увеличит вас тысячекратно». Возразили евреи: Моше, мы не хотим такого благословения! Сам Создатель благословил нас: будет вас, как звёзд в небе и как песка на берегу, немерено. Зачем же ты ограничиваешь это числом!? Ответил вождь: не бойтесь, то благословение остаётся с вами. А это – от меня, просто маленький подарок. От сердца. И перешёл к назиданиям.
Лично у меня такое порицание выходит крайне редко. Хочется выложить правду матку, ведь что-то же он натворил, иначе зачем порицать!? А остаться в пределах ясного интеллекта, заботы о порицаемом, без всякого уязвлённого самолюбия… Такое удаётся праведникам.
Так, например, умел наставлять Хазон Иш. Скажем, в беседе с Бен-Гурионом, после которой возник знаменитый израильский «консенсус», частичное разделение сфер деятельности и хрупкое равновесие отношений между религиозной и светской частями общества. Хазон Иш много тогда сказал главе правительства о работе его самого и всей компании, ни в чём не покривил душой. Ежели «по-нашенски», не избежать бы мордобоя. Но Бен-Гурион ушёл в прекрасном настроении, с благодарностью и симпатией к хозяину дома, сказав: «Сегодня я видел воплощённую мудрость!». Поучимся вместе, может, когда и у меня получится?
Можно привести немало цитат на нашу тему из «еврейской классики». Зачастую они противоречивы. Вот некоторые. «Увещевай ближнего, и не понесёшь за него греха» (ни за то, что безвольно позволил ему опуститься, ни за то, что увещевание твоё было грубым и пристрастным, само по себе грехом). «Тихие слова мудрецов слышнее». Да, но как это соотносится с иной формулой: «Путь жизни – строгие нравственные наставления»? Да вот как: одно сказано наставляющему, другое – тому, кто в наставлении нуждается. Хочешь жизни – ищи себе «супервайзера». И чем будет он внимательней, прямей и бескомпромисснее, – тем лучше для тебя. Но пока человека не призвали в «учителя», «тихие слова слышнее».
Написано в Талмуде, что одна из 11 основ Торы, выведенных пророком Амосом, «приближай ближнего». А это значит: предостерегай и наставляй его, дабы не понести за него позора. Мы рассуждаем о самой сути мироздания!
Говорят, что в наше время строгое порицание практически не работает. Пилюля должна быть подслащена. Люди стали слабее, более изнеженными и избалованными. Стремление к истине у многих заменено стремлением к комфорту – телесному и душевному. Языком психологов — «желанием поглаживаний». И приходят на память слова пророка Ирмиягу: «Приходится (наставнику) коверкать язык – притчу за притчей, намёк за намёком. Вместо того, чтобы просто сказать: «Люди, исправьте пути свои. Вернитесь к Б-гу, который вас создал!»
В общем, задача «жечь сердца глаголом» нынче неактуальна. Этим обычно балуются вожаки террористов и фанатиков. Выходит, нормальному человеку необходимо, собираясь наставлять хоть собственного малыша, хоть премьер-министра, сперва пробудить в себе желание его благословить и поддержать. Попробуем?