(Продолжение)
Только в Эрец Исраэль стали евреи «царством священников», ибо «из Сиона выйдет Тора и слово Б-жье из Иерусалима» (Исайя, 2:3). 850 лет жили евреи на своей земле, неся народам слово Б-жье, передав им «Семь заповедей сынам Ноаха» (см. гл. 2) и принимая к себе пришельцев и прозелитов (людей разных рас и национальностей, перешедших в еврейство, пройдя гиюр по Галахе). Первые 394 года известны как «период судей», ибо судьи стояли во главе Израиля. Последующие годы – «период царей». Первым еврейским царём был Шаул, сын Киша из колена Биньямина. Его сменил Давид, сын Ишая из колена Иуды. Он завоевал Иерусалим и сделал его столицей в 2892 АМ т. е. в 868 году до н. э. Третий царь – Шломо, сын Давида, построил Храм в 2928 АМ (832 году до н. э.). Храм Шломо простоял 410 лет. В 3338 АМ (422 г. до н. э.) после полуторагодовой осады вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим и 9 ава сжёг Храм. За три греха евреев, утверждает Талмуд, был разрушен Первый Храм: за идолопоклонство, за убийства и за разврат – запрещённые Торой сексуальные отношения. Многие знатные жители Иерусалима были казнены, и более 150 тысяч евреев уведены в Вавилонское пленение. Часть евреев, главным образом простолюдины, остались в Эрец Исраэль. Уведённые в Вавилон евреи жили там своей общинной жизнью и с другими народами империи не смешивались (Книга Эстер). Так возник первый галут в нашей истории. Об этом предупреждал евреев Моше (Дварим, 4:25-27): «Когда родятся у тебя дети и внуки и, долго прожив на (своей) земле, развратитесь вы и сделаете изваяние какого-либо образа, и сделаете злое в глазах Б-га Всесильного вашего, то … рассеет вас Б-г среди народов, и останетесь вы малочисленными среди народов, к которым уведёт вас Б-г».
Через 70 лет многие евреи вернулись на родину в Эрец Исраэль (было три волны возвращения) и сразу же принялись отстраивать Храм. Второй Храм – Храм Эзры и Нехамии, авторов двух последних книг ТАНАХА. Сначала это было сравнительно небольшое сооружение, но в 3740 АМ (в 20 году до н. э.) царь Ирод (Гордос – на иврите) предпринял грандиозную реконструкцию Храма, для чего существенно расширил Храмовую гору, возведя по её периметру мощную подпорную стену. Сохранившаяся до настоящего времени западная часть её известна, как Стена плача (Котель – на иврите), поражает своей монументальностью и является святыней еврейского народа.
Второй Храм был призван объединить народ, евреев метрополии и диаспоры. Каждый еврей, проживающий вне Эрец Исраэль, хоть раз в жизни совершал паломничество в Храм. В это время в диаспоре уже существовали синагоги, где евреи молились в миньяне (в группе не менее десяти мужчин старше 13 лет), а дети учились в школах (при синагогах). И три раза в году собирались евреи в Храме: в Песах, в Шавуот и в Суккот, принося праздничные жертвы Творцу. Посещение Храма давало евреям возможность ощутить присутствие Б-га и почувствовать себя единым народом. Второй Храм простоял 420 лет и был разрушен римскими легионерами будущего императора Тита в 3828 АМ (68 году н. э.) также 9 ава, как и Первый Храм. Более миллиона евреев погибли в течение Иудейской войны евреев с Римом, продолжавшейся около 3 лет. Десятки тысяч евреев были обращены в рабство и уведены в Рим и другие города империи. Но только после подавления императором Адрианом восстания Бар-Кохбы в 3895 АМ (135 г. н. э.) Иерусалим был разрушен до основания, а Храмовая гора перепахана. За что был разрушен Второй Храм, спрашивается в Талмуде, и даётся ответ – за беспричинную ненависть евреев друг к другу. Народ перестал осознавать себя единым, и Храм, цементировавший это единство и служивший центром религиозной, экономической, культурной и юридической жизни народа, был разрушен. С разрушением Храма на 19 веков прекратилась еврейская государственность в Эрец Исраэль, и резко ослабла связь между метрополией и диаспорой, между отдельными общинами, проживающими во многих странах Римской империи.
Итак, рассеяние еврейского народа по «лику Земли» случилось после 13 веков проживания на своей земле в Эрец Исраэль. Оно отнюдь не является элементом или следствием нашей избранности. За грехи наши были мы изгнаны с родной земли, а земля подверглась опустошению. Скорее нашей избранностью, тем, что не оставили мы Б-га и данную Им Тору, можно объяснить то, что сохранились мы в рассеянии, несмотря на все ужасы, лишения и катастрофы, которым подвергался наш народ на протяжении 2000 лет. И мы выжили.
«Даже если будут изгнанники твои (Израиль) на краю неба, то и оттуда соберёт тебя Б-г Всесильный твой … и приведёт тебя Б-г Всесильный твой в страну, которой овладели отцы твои, и овладеешь ею», — обещает Моше евреям накануне завоевания Эрец Исраэль (Дварим, 30:4-5). Творец сдержал слово, данное Моше евреям на берегу Иордана, и еврейское государство – Государство Израиль вновь существует в Эрец Исраэль.
Не знает этого Солженицын, не дал себе труда познакомиться с нашей историей, ограничился обильными ссылками на статьи в «светском» журнале «22». Ну а не зная истории, он, ничтоже сумняшеся, заменяет нашу Б-гоизбранность на «простую уникальность» в истории и не останавливается перед тонким ударом: «Чутче евреев, я думаю, нет народа во всём человечестве. Ещё только первые молекулы тления испускает государственный или общественный организм – уже евреи от него откидываются, хотя были доселе привержены, уже – отреклись от него». (Нет, чтобы просто и ясно оскорбить нас – мол, подобно крысам, евреи первыми бегут с корабля, хотя течь в нём ещё только намечается. Так на тебе, высокий «гишпанский» стиль).
К проблеме евреев в рассеянии Солженицын возвращается вновь в последней главе всей книги (глава 27 «Об ассимиляции»). Он предлагает, хотя в скобках и как бы между прочим, свою интерпретацию терминов «галут» и «диаспора», полагая, что уточняет суть пребывания евреев в рассеянии. «Галут, — пишет он, — (это) изгнание. Даже до середины ХХ века в иврите не было слова для обозначения «диаспоры» как пребывания в добровольном рассеянии (выделено мною. – С. Д.), но лишь «галут» как изгнание».
Действительно, с момента возникновения Государства Израиля (таков правильный перевод ивритских слов «Мединат Исраэль») наше пребывание в рассеянии стало добровольным (за исключением евреев в бывшем СССР, свободный выезд из которого потребовал тяжёлой многолетней борьбы). Более того, в соответствии с «Законом о возвращении» каждый еврей является потенциальным гражданином Израиля. Но к словам «галут» и «диаспора» это не имеет никакого отношения. Ивритское слово «галут» происходит от «легалот» — «оголять»: изгнание евреев из Эрец Исраэль было «оголением» страны и земли. И слово «галут» первоначально означало изгнание евреев в Вавилон. Позднее оно приобрело смысл пребывания, проживания евреев вне Земли Израиля – в рассеянии. «Диаспора» – греческое слово, означающее «рассеяние». Ивритский «галут» и греческая «диаспора», таким образом, синонимы, и прилагательное «добровольное» в равной степени относится (и не относится) к обоим словам. Заметим в заключение, что иудаизм говорит о 2 видах галута: о «духовном» галуте – галуте Шхины (Шхина – ощущение присутствия Б-га) и о «физическом» галуте – нахождении вне Эрец Исраэль. Духовным галутом можно страдать и в Земле Израиля, сегодня его испытывают многие израильтяне.
ЦАРСКИЙ ПЕРИОД «РУССКО-ЕВРЕЙСКОГО ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ»
«Современное положение русского еврейства обуславливается двумя демаркационными чертами: географической «чертой оседлости» и юридической гранью.»
К. Арсеньев. Сборник «Щит», 1914.
«Сколько раз, словно с неба безоблачный гром,
Над великой страной зарождался погром.
И с распятий смотрел невоскресший Христос,
Как решался в России еврейский вопрос.
С. Таратута «Два народа»
«И исторгся крик негодования из завистливой гортани… пусть жид будет по-прежнему как можно более изолирован и пусть он дохнет в определённой черте (оседлости), и даже, получив образование, бьётся в обидных ограничениях.»
Николай Лесков «Евреи в России. Несколько замечаний по еврейскому вопросу», 1884.
«Мне стыд и боль раскраивают рот,
Когда я вспоминаю, чем мой народ
Обидел твой народ.»
Борис Чичибабин
Продолжение следует