Или почему Создатель использует 4 разных термина, описывая будущий выход Израиля на свободу. «… Выведу вас из-под египетского ига и вызволю вас от работы на них, и спасу вас простёртой десницей и великими судами. И возьму вас к Себе народом». Дальше вовсе непонятно — как это относится к освобождению? «И буду вам Б-гом, и узнаете, что Я — Г-сподь Б-г ваш, выведший вас из-под египетского ига». А что до всех этих этапов освобождения евреи будут думать, что их вывел на свободу кто-то иной?!
Как обычно, вначале спросим Шаха. Он связывает «глаголы исхода» с разными этапами окончания египетского рабства. «Выведу из-под ига» — это про прекращение физической работы на рабовладельцев. Сие состоялось за 6 месяцев до собственно исхода в Песах, и после Рош Хашана, еврейского нового года, мы уже не были рабами. «Вызволю от работы» означает прояснение сознания людей, отход от веры в египетских идолов и служения им. В нашей Традиции идолопоклонство так и названо «авода зара», буквально — «чужая работа». Среди крупнейших египетских идеологов, йогов и магов имелось, чай, немалое число потомков бескомпромиссного монотеиста Авраама…
«Простёртая десница» — это рассечение Красного моря. В волнах погибла армия рабовладельцев, и евреи увидали их тела выброшенными на берег. Естественно, у недавнего раба, привыкшего к беспрекословному подчинению бичу, оставался в душе тайный страх: а вдруг мучители вернутся? Теперь страх прошёл, они мертвы. Но есть и более глубокий аспект: евреи увидели у моря «мёртвый Египет». Увидели ложность и безжизненность его (и своей недавней) идеологии, веры и религиозной практики. Им стало очевидно, Кто истинный Хозяин мира, Чьей воле всё в мире подчинено. «Простёр Ты руку свою, и поглотила врагов земля…». Вот она, «простёртая десница»!
А «возьму вас себе в народ» — это принятие Торы на горе Синай. Именно тогда Создатель провозгласил: «И будете вы Мне народом..!» Ради этого затеяна вся египетская история. Шах раскрывает ещё один смысл египетского порабощения: «Как телёнок, с детства приученный к ярму, может славно поработать в поле, так и Израиль — привыкнув к ярму египтян, он, освобождённый, будет способен принять на себя ярмо истинного Хозяина». Именно ради того, чтобы вершина творения — человек — принял Тору — вершину мудрости, и сам по своей воле построил по ней свою жизнь, сотворён мир.
А завершает Шах анализ нелицеприятной цитатой из древней Агады. Вам не приходилось подсчитывать процент нобелевских лауреатов-евреев? А причитать о нападках жлобья на наш народ — куда более этих «моральных цензоров» моральный и разумный? Так вот, мудрец Талмуда Рейш Лакиш утверждает следующее: «Трое особенно дерзки: Израиль среди людей, собака среди животных, петух среди птиц». И поэтому, поясняет Талмуд, евреям дана Тора. Иначе ни один народ не смог бы выстоять перед ними (перед их дерзостью и напористостью). Выходит, Тора для того должна быть достоянием Израиля, чтобы защитить от нас человечество!
Это, конечно, обычная в Традиции гипербола, сознательное преувеличение, дабы сделать идею отчётливей. Состоит же идея просто в том, что чем выше, сложнее задача, тем больше противостоящая сила. Чтобы стать гроссмейстером, недостаточно научится обыгрывать любителей! Нужно почаще бороться с ведущими. Так и в жизни. Наша задача — научиться самим и научить человечество жить по милосердному Высшему Закону. Она столь объемна, что «для тренировки» предлагаются изрядные внешние препятствия. А также такие внутренние качества, которые без этого Закона, без реальной работы над собой, могут сделать нас отнюдь не лучшими из людей… Виленский Гаон говорил, что легче выучить наизусть всю Тору, чем изменить одно своё качество. Теперь вы понимаете, почему только в самом конце Исхода мы будем способны искренне обнаружить и признать, что «Я — Г-сподь Б-г ваш, выведший вас из-под египетского ига»? Понимаете, что обретение политической свободы, становление личной и коллективной независимости — только первый шаг к выходу из рабства?