Помните: «Они сошлись… стихи и проза, лёд и пламень… не столь различны меж собой», как эти люди! Словно про встречу Яакова с Эйсавом! Но, поскольку Пушкин таки описывает иную историю, обратимся, как обычно, к Шаху.
Эйсав имеет на брата-двойняшку большой зуб. Первородство ловко увёл, отцовское благословение вообще забрал обманом. Ух! Причём то, на что надеялась их общая мама Ривка, отправляя Яакова в путешествие: «Дождёмся, пока утихнет его гнев» — не произошло. Эйсав избрал для жизни Италию, но назвал её «Страной Сеир» (козла) — чтобы всегда саднил, пылал перед глазами братнин обман. Ведь именно шкурками козлят накрывал Яаков руки, притворяясь Эйсавом перед отцом! А новое прозвище самого Эйсава — Эдом (красный) напоминает о той похлёбке из красной чечевицы, на которую Эйсав второпях променял первородство. В общем, как тешился он мыслью убить брата, так и тешится. И продолжает вытеснять из памяти сам факт братства.
Говорит Шах, что Эйсав хотел быть умнее Каина. Тот убил брата Авеля при жизни своего отца, но так и не остался единственным наследником: у Адама родился новый сын. Эйсав же облизывается: «Приблизятся дни траура по отцу, и я убью Яакова!» Поскольку у Эйсава душа Каина, а у Яакова душа Авеля, мы видим, что дело весьма серьёзно.
И Яаков проделывает несколько странных манипуляций. Он разбивает свой стан на два стана, шлёт брату в подарок 3 стада животных, символизирующих различные аспекты их отношений, готовится к войне и молится о мире. Мы узнаём, что бесстрашный Яаков «очень устрашился»! Чего? Не за себя, ему давно уже обещана Б-жественная защита. И не 400 идущих с Эйсавом воинов. Только что доложили посланные (в высшие миры) ангелы, что эта армия просто «солома» («каш», гематрия 400). У пророка Овадьи, прозелита из потомков Эйсава, будет сказано: «И станет дом Яакова пламенем, а дом Эйсава — соломой». Между прочим, в далёком будущем из разгромленной армии эдомитян уцелеют «400 человек на верблюдах». Это те, в ком души спутников Эйсава, они все в итоге отказались воевать против Израиля. Чем изрядно помогли Эйсаву в пробуждении братских чувств.
Устрашился Яаков за нас — его потомков. «Два стана», на которые разделил он свой караван, — это доброе и злое начало. Не может человек в этом мире жить только возвышенной духовной реальностью: «Если бы не злое начало, не сеяли бы, не женились и не плодили бы детей». Не зря же Яаков в своей молитве использовал два понятия: «Ты сделал мне добро и ещё улучшил». «Добро — это доброе начало. «Улучшил» — злое. Вспомните, что единственный раз Б-г оценил Свою работу по творению мира на «очень хорошо» — в день создания смерти и дурного начала. В день сотворения человека. Однако, когда силы земной страсти и инстинкта начинают преобладать, люди попадают под власть ангела зла, он же — ангел Эйсава. И тогда разрушительная ненависть Эдома может проявляться как бы на «законных основаниях», на «своей территории».
Мы, потомки Яакова, постоянно находимся в опасности. Стоит нам увлечься земным преуспеянием, захотеть подражать удачливому в данную эпоху народу, как ослабевает наша связь с главным наследием Яакова — Торой. И тогда у ангела Эйсава обнаруживаются логические, а также громко стреляющие аргументы…
Шах говорит, что многие из действий Яакова были направлены на то, чтобы подчеркнуть перед всем миром: они с Эйсавом братья! И тогда стыд перед людьми — брат преследует брата! — может удержать Эйсава от использования главного его благословения: «Мечом своим будешь ты жить!» Эйсав и поныне ищет способ забыть о нашем братстве. Тут и «коварный еврейский всемирный заговор», и якобы патологическая еврейская хитрость и жадность (у самого честного и самого «дающего» в мире народа!), и «трусливый жид, спрятавшийся от фронта на складе» (хотя по числу Героев Советского Союза маленький еврейский народ на 3-м месте — даром, что евреев старались поменьше награждать!)… И кровавый навет, ныне гуляющий как в традиционно-идиотской форме, так и в осовремененной, типа «кровожадного истребления добродушных палестинцев»…
Яакову удалось пробудить в Эйсаве, хотя бы ненадолго, братские чувства. И дело кончилось миром. Нам надо учиться у праотца! Напоминать людям о нашем всеобщем братстве, Б-жественном образе, «впечатанном» в каждого из потомков Адама. Благо это чистейшая правда! И крепко держаться за своё вечное наследие — Тору! Вот такая еврейская хитрость.