В обманщика верить!

— Недавно я подарил сыну компьютер, — доверительно рассказывал мне один знакомый. — И вдруг обнаружил, что он посещает «нехорошие» сайты.

— Как же вы реагировали на это?

— Пока ничего не сказал. Не принял еще решения, как его наказать. Прежде всего хочу отнять у него компьютер. Могу запретить гулять по вечерам с друзьями, лишить денег…

— Какие у вас отношения с сыном?

— Напряженные. Он непростой подросток. Я думал, что компьютер поможет наладить c сыном контакт.

— А если вы его лишите компьютера?

— То отношения ухудшатся. К тому же он всегда сможет найти компьютер у приятеля.

— А если вы лишите его друзей и денег?

— То разгорится открытый конфликт. Не уверен, что смогу удержать его дома, но не вижу других вариантов. Что же мне делать?

— А что если ничего не делать? Не подавать виду, что вы знаете об этих сайтах, и вместо того чтобы сына ругать, постараться улучшить с ним отношения. Уважением и любовью можно добиться большего, чем наказанием и угрозами.

— Так что, позволить сыну меня обманывать?

… Каждая семья уникальна, каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе. Поэтому нет, и не может быть панацеи — одного совета для всех. Иногда разговор по душам может «растопить лед». В любом случае гнев — плохой советчик. Зачастую родителям кажется, что они могут контролировать поведение своих детей. Столкнувшись с реальностью, некоторые испытывают бессилие и поэтому кричат, угрожают. Однако попытка применить насилие, чтобы подчинить детей своей воле, может усугубить конфликт и привести, в конце концов, к отчуждению. Но даже если ребенок подчинится из страха, то это только пиррова победа. Затаив обиду, он будет ждать удобного случая для конфронтации. А когда вырастет и «наберётся сил», то кто тогда посмеет встать у него на пути!

Путь конфронтации и угроз только кажется быстрым средством в разрешении проблем, ибо ведет он в тупик. Укрепление отношений с детьми кажется путем долгим, однако именно он может привести к цели. Нет, не к прямому контролю над ребенком, не к его немедленному подчинению, а к взаимному уважению. Для этого родители должны дать сыну почувствовать, что уважают его. Тогда он не будет совершать дурных поступков не из страха перед наказанием, а не желая потерять уважение своих родителей.

Уважение и вера в ребенка могут стать мощным рычагом в его исправлении и дать ему возможность поверить в себя…

Итак, может ли отец позволить сыну себя обманывать, одновременно стремясь наладить с ним контакт?

Неужели наш праотец Ицхак был слеп, продолжая любить негодяя Эйсава? «И любил Ицхак Эйсава, ибо охота во рту у него» (Брешит, 25:28), — рассказывает Тора. Что значат слова «охота во рту у него»? Во рту у кого? «Согласно Таргуму, во рту у Ицхака, — комментирует Раши. — Мидраш же гласит: во рту у Эйсава, потому что он «охотился» за отцом, обманывая его своими речами».

В соответствии с первым объяснением, Эйсав давал Ицхаку вкусную еду, завоевывая к себе его благосклонное отношение. В соответствии же со вторым объяснением, Эйсав был двуличным: отцу говорил одно, а сам делал другое. Впрочем, оба комментария — две стороны одной медали: Эйсав обманывал отца, пытался скрыть от него зло своей души. (С одной стороны, в двуличии кроется опасность, а с другой — надежда, что человек начнет себя вести так, как говорит.)

Почему же Ицхак позволял Эйсаву себя обманывать?

Пророк и мудрец преподнес всем родителям великий урок! -утверждает рав Моше Шайнеман из Бруклина, приводя слова Магида из Плацка, ученика Виленского Гаона («Охел Моше», с. 504). Детей, тем более подростков, тянет к физическим удовольствиям, и естественно, что они пытаются скрыть это от родителей. Отнюдь не всегда родители должны идти на открытую конфронтацию с детьми, помня о мудрости Ицхака, который, конечно же, зная, что Эйсав его обманывает, набрался терпения и сил, продолжая верить в его исправление.

Но разве Эйсав исправился?

Когда после 22-летней разлуки братья встретились, то Эйсав обнял Яакова и «поцеловал его» (Брешит, 33:4). «Не от всего сердца поцеловал», — приводит Раши мнение мудрецов, тут же цитируя автора книги еврейской мистики «Зогар» рабби Шимона бар Йохая: «Известно, что Эйсав ненавидел Яакова, однако в то время в нем пробудилось милосердие, и он поцеловал его от всего сердца».

Это место Торы — также пророчество будущей истории человечества, ибо наступит «время», когда народы мира «перекуют мечи на орала», и их ненависть к потомкам Яакова обернется искренней любовью!

Ицхак любил и верил даже в обманщика Эйсава, вдохновляя родителей любить своих детей и верить в них.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 1,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

1 комментарий к “В обманщика верить!

  1. КИЦУР ШУЛЬХАН АРУХ
    Рав ШЛОМО ГАНЦФРИД
    С ПРИЛОЖЕНИЕМ ЗАПОВЕДЕЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В ЗЕМЛЕ ИЗРАИЛЯ
    С КРАТКИМИ ПРИМЕЧАНИЯМИ НА ОСНОВЕ
    МИШНА БРУРА
    К ТЕМ МЕСТАМ, ГДЕ ЕГО МНЕНИЕ РАСХОДИТСЯ С МНЕНИЕМ АВТОРА КИЦУР ШУЛЬХАН АРУХ
    Конгресс Еврейских Религиозных Организаций и Объединений в России
    Москва 1999*5760
    ЗАКОНЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ,ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ТОРЫ
    1. Каждый отец обязан воспитывать и приучать своих малолетних детей1 к выполнению всех заповедей, будь то заповеди из Торы или заповеди, данные мудрецами. И к выполнению каждой заповеди следует приучать сына или дочь соответственно их разуму. И также следует приучать их избегать нарушения запретов, как сказано в Писании: «Воспитывай юношу согласно пути его…». Если ребенок не поддается словесным увещеваниям, его бьют палкой и т.д.; однако не следует бить его жестоко, розгами и т.д. И всякий разумный человек будет поступать в соответствии со здравым смыслом.
    Больше всего следует обращать внимание на то, чтобы ребенок НЕ ЛГАЛ, и приучать его говорить слова правды и избегать клятв (см. выше, глава 67, параграф 9). И все это обязаны делать как отцы, так и учителя.

Обсуждение закрыто.