Правда о еврейских «торгашах»

Все знают анекдот: «Звонит Рабинович в антисемитскую лигу: «А пгавда, что евгеи пгодали Россию?» — «Да, правда… (непереводимая игра слов)» — «А где я могу взять свою долю?»

Сегодня мы посмотрим, что расскажет автор «Сифтей коэн» (Шах) о первом еврейском «гешефте» — покупке Яаковом первородства у брата Эйсава и про «обманом» добытое Яаковом отцовское благословение.

Но вначале — предыстория. Родители братьев, Ицхак и Ривка, были бездетны 20 лет. Почему? «Создатель желает молитвы праведников». Дело в том, что Ривку благословил, отправляя из родного дома, брат — злодей и колдун Лаван: «Да будешь ты тысячами и десятками тысяч!». Шах показывает на пасуках из Торы, что само это благословение подразумевает преимущество Эйсава (связанного с «тысячами») над Яаковом («десятки тысяч»). И чтобы уменьшить влияние благословений злодея, а «очерёдность» братьев соответствовала приоритетам добра, Ривка должна буквально переродиться. Как это достигается? Многократной искренней молитвой! Ведь молитва — это «работа в сердце», а человек, меняющий свой главный жизненный орган, воистину становится другим. Иначе видит мир, попадает под действие других его законов…

Братья толкались и спорили ещё в животе матери. Говорят мудрецы, что, когда Ривка шла мимо мест идолопоклонства, активизировался Эйсав, возле иешивы Шема и Эвера (сына и внука Ноаха) — довольно вертелся Яаков. Что же она, праведница, делала возле капищ?! Приходила поговорить с находящимися там женщинами, попробовать вернуть их к Создателю.

Само слово «толкались» грамматически интерпретируется как «воевали», или «отменяли постановления друг друга», или «спешили, состязались». Пока не договорились о разделе «сфер влияния». Эйсаву достался земной мир, Яакову — мир будущий, вечный. Так что Эйсав, желавший получить поменьше да поскорее (нетерпеливая натура!), вышел и ростом повыше Яакова, и более «взрослым», оформленным, волосатым. Интересно, что одна из гематрий имени «Эйсав» — «шалом», мир! В данном случае это означает противоположность, противостояние ценностей Эйсава и истинного мира. Не зря же он получит благословение: «мечом будешь жить»! Сегодня мы можем добавить, что за маской внешнего миролюбия, трепотни о «любви и братстве людей» у Эйсава обычно прячется ненасытная страсть и захватническая идеология.

И вот, в день смерти дедушки-Авраама приходит утомлённый Эйсав домой, а там Яаков варит чечевичную похлёбку. Между прочим, учителя советуют есть чечевицу хотя бы раз в месяц, она избавляет от многих болезней, особенно «аскара» (дифтерии). И — отличное средство для восстановления сил. Эйсав так устал (убил царя Нимрода, гонялся за зверьми, развратничал…), что боится умереть от переутомления: «Я же иду умирать!» Он просит: «Влей мне (поскорее) в глотку твоё варево!» И Яаков предложил «дил»: «Сейчас я спасу твою жизнь, а ты мне за это передашь первородство. Не смотри, что суп дёшев, он — цена твоей жизни!» И требует брата поклясться, зная его трюки. Действительно, когда в дальнейшем побеждённый ангел Эйсава объявит: «Отныне твоё имя не Яаков, а Израиль!» — здесь, кроме признания возвышенной миссии нашего народа, будет подвох. «Первородство продано Яакову, а ты отныне другой человек!» Однако Создатель назовёт его обоими именами, подчёркивая неотменность сделки.

С первородством ясно: оно нужно Яакову для служения Б-гу (в те времена роль священников исполняли первенцы). Эйсав же, и так получивший при разделе весь мир, о двойной доле первенца в отцовском наследстве не беспокоился. А вот что с благословением, которое Яаков хитростью выманил у Ицхака? Сделать это упросила любимого сына Ривка.

Яаков сомневается: «Увидит отец (небесный!) мой обман (мы же условились: этот мир Эйсаву, мне — высший), и я заслужу проклятье вместо благословения! Но мать в ответ: «На меня твоё проклятье, сын мой». Как это? А вот как: если благословение получит грешник Эйсав, он возгордится и распоясается ещё больше, и люди станут проклинать меня, мать злодея. А так, будучи бедным, он не сумеет много натворить. Ицхак же надеялся на другое: когда Эйсав окажется в центре всеобщего внимания, он будет вынужден сдерживать свою распущенность, вести себя достойно. Сегодня на примере многих «знаменитостей» мы видим правоту Ривки.

Не случайно Яаков начнёт разговор с отцом со слова «Анохи» (разговорное «я» на иврите «ани»). Ведь так начинаются и Десять Заповедей, на которые намекает Яаков! Именно ради праведных потомков он нуждается в благословении. Ну, как вам «еврейское жульничество»?

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора