«Внимайте, небеса, и я говорить буду, и услышит земля речи уст моих» (32:1).
Чем более велик человек, тем больше ответственности лежит на нем. Его действия анализируются дотошно и придирчиво, поскольку ему стремятся подражать сотни или даже тысячи других людей. Моше-рабейну был приговорен к смерти и лишен права войти в Эрец Исраэль из-за того, что нарушил указание Б-га: ударил посохом водоносную скалу, вместо того чтобы «сказать» ей. Другим евреям наверняка простился бы этот грех. Прощалось и гораздо большее. Однако Моше и его брату Аарону ошибка, точнее даже, оплошность в пустыне Цин не была прощена: «за то, что не явили вы святости Моей среди сынов Израиля». Слишком велик был резонанс того опрометчивого удара.
В приведенном стихе «небеса» символизируют великих людей поколения, а «земля» символизирует простых людей. Если «небеса» внемлют словам Торы со своих заоблачных высот, то «земля» наверняка услышит их.
Четыре стихии
«Польется, как дождь, учение Мое; будет струиться, как роса, речь Моя; как мелкий дождь на зеленый покров и как капли на траву» (32:2).
Дождь, роса, мелкий дождь и дождевые капли представляют собой четыре водные стихии, точнее, четыре вида орошения земли. Они же соответствуют, как отмечал комментатор Бааль а-Турим, четырем типам людей, изучающих Тору, которая часто уподобляется живительной влаге. Люди первого типа быстро учат и быстро забывают, как дождевые потоки, которые бурно заливают землю и почти сразу стекают, не успев напоить растения. Второй тип — это те, кто медленно учат, но и медленно забывают (роса постепенно накапливается и так же постепенно испаряется на солнце). К третьему типу изучающих Тору относятся счастливчики, которые быстро учат и медленно забывают (мелкий дождь, как известно, особенно полезен для земледелия: он хорошо впитывается землей). И, наконец, есть такие люди, которые медленно усваивают изучаемый материал и быстро его забывают — подобно дождевым каплям, которые плохо увлажняют растения и мгновенно испаряются.
Четыре вида орошения напоминают также о том, что сыны Израиля, как сказано в талмудическом трактате «Эрувин», слушали Тору четыре раза: из уст Моше, его брата первосвященника Аарона, сыновей Аарона Надава и Авиху (которых постигла казнь с неба за неразрешенные воскурения в передвижном Храме) и, наконец, от старейшин.
Подлый
ненародец
«Они досаждали Мне небогом, гневили Меня суетой своей, а Я буду досаждать им ненародом, народом подлым гневить их буду» (32:21).
Б-г обычно наказывает грешников по принципу «мера за меру». Евреи гневили Вс-вышнего тем, что поклонялись божествам, начисто лишенным какого-либо влияния и ценности. За это они были побеждены и порабощены народами, не имевшими никакой культурной или моральной базы, пришедшими на историческую арену лишь для того, чтобы стать карающим мечом в руках Б-га.
Но о каких конкретно народах идет речь? Ссылаясь на слова пророка Иешаягу: «Вот земля Касдим (халдеев), народа, которого прежде не было» (23:13), мудрецы Талмуда утверждали, что «ненарод» — это вавилоняне. «Народ подлый» тоже имеет конкретный адрес. Пророк Овадья называл так Эдом, от которого произошли римляне. Напомним, что вавилоняне разрушили Первый Храм, а римляне — Второй Храм.
Бааль а-Турим находит любопытную параллель в гематрии. «Ло ам» (ненарод) имеет такую же цифровую сумму букв, что и «элу бавлиим» (это вавилоняне). А первые буквы во фразе «бе-гой наваль ахисем» (народом подлым гневить их буду) соответствуют в гематрии слову «бе-эдом» (Эдомом).
Сегодня нам противостоит еще один «ненарод» — так называемые «палестинцы». Они появились и громко заявили о себе совсем недавно: после образования Государства Израиль и ему в противовес. Получается, что самим своим существованием и непропорционально огромной популярностью в мире «палестинцы» обязаны нам, евреям, которых они так люто ненавидят.
Не по Торе
«И разжирел Йешурун и стал брыкаться, разжирел ты, растолстел, раздался, и оставил он Г-спода своего, создавшего его, и поносил Твердыню спасения своего» (32:15).
Сэр Мозес Монтефиори (1784 — 1885 гг.) был одним из наиболее влиятельных и почитаемых людей в истории еврейского народа. Этот знаменитый финансист, общественный деятель и филантроп родился в итальянском городе Ливорно и вырос в Лондоне. В 1827 году он впервые посетил Эрец Исраэль. Пребывание на Святой земле глубоко потрясло его и заставило пересмотреть свое мировоззрение и образ жизни. Монтефиори стал религиозным человеком, строго соблюдающим заповеди Торы.
Однажды у него в доме провел шаббат известный мудрец Хатам-Софер (рав Моше Софер, всеми признанный духовный лидер венгерского еврейства). Сэр Мозес быль польщен тем, что ему посчастливилось принять у себя такого выдающегося гостя. В ту субботу он изо всех сил старался создать максимально духовную атмосферу и тщательно следил за соблюдением галахических законов и обычаев.
Однако, будучи очень скромным человеком, сэр Мозес был уверен, что ему еще многое предстоит исправить в своей жизни. Не желая упустить редкую возможность общения с великим знатоком Торы, он после шаббата отозвал в сторону Хатам-Софера и спросил его напрямик: «Могу ли я попросить рава об одном одолжении? Мне хотелось бы знать, заметил ли рав в моем доме какие-нибудь недостатки, несоответствия тому, что записано в Торе».
Хатам-Софер немедленно ответил: «Должен вам сказать, что в этот шаббат я увидел в вашем доме нечто такое, что находится в вопиющем противоречии с Торой».
Сэр Мозес растерялся: не ослышался ли он? Какой конфуз!
А Хатам-Софер непринужденно продолжал: «В Торе сказано: «И разжирел Йешурун и стал брыкаться». Раши так объясняет эти слова: Б-г в Своей милости дал евреям богатство и процветание, но они, неблагодарные, оставили Его, стали пренебрегать службой Тому, Кто их создал и берег.
Сегодня я провел шаббат у человека, которого Творец очень щедро наградил, но этот человек и не думает «брыкаться». Наоборот, он старательно, с растущей увлеченностью служит
Вс-вышнему, отдавая этому все свои силы и средства. Теперь вы понимаете, о каком противоречии с Торой я говорю».