Иудаизм о гинии и злодействе

Окончание.

Начало в № 880

Как всё сущее, «Добро» и «Зло» сотворены Б-гом: «(Я) делаю мир и создаю зло» (Иешаягу, 45:7). Зачем сотворил Он «Зло»? Чтобы у человека была «свобода выбора» (между добром и злом), чтобы не был он марионеткой. Создавая Адама (адам — человек на иврите), а затем и Хаву (Еву), Б-г первоначально вложил в них только абсолютные понятия: «Истина и Ложь». «Добро и Зло» человек познал сам, отведав запрещённый плод с «древа познания добра и зла». «Эти понятия, — говорит великий Рамбам, — относительные, конвенциональные». Их определяют сами люди и поэтому они меняются во времени и в пространстве. «До того, — пишет Пинхас Полонский, — мир представлялся человеку чёрно-белым, теперь он стал цветным». Не однажды «истина» оказывалась «злом», а «ложь» — «добром». Даже возникло выражение «ложь во спасение».

Ну а как обстоит дело с гениальностью? Это особое свойство, данное Творцом выборочно человеку в момент его рождения (у человека не два, а три родителя). Это свойство не передаётся по наследству, опыт показывает, что «природа отдыхает на детях гениев». Редкие исключения, например, три поколения великих Бернулли, свидетельствуют лишь о том, что Творец «по прихоти своей» может наделить этим качеством отца, детей и внуков.

В иудаизме добрый — это праведный (праведник), цадик, а злой (негодяй) — раша. Гениальность, как правило, проявляется в пророческом даре. Хотя возможны и другие её проявления. Например, Тора рассказывает, что переносной Храм — Мишкан был изготовлен в пустыне великим мастером Бецалелем, которого Творец «наполнил… Б-жественным духом, мудростью, разумением и знанием» (Шмот, 31:2-3). А было Бецалелю всего 13 лет! И вплоть до периода Второго Храма, когда прекратилось пророчество (т. е. в течение первых 15 веков нашей истории), было в Израиле 48 пророков и 7 пророчиц (Талмуд, трактат Мегилат, 13). Моше — самый великий из пророков, Творец общался с ним «лицом к лицу» (Дварим, 34:10). И в то же время, повествует Тора, «Моше был скромнейший из всех людей на земле» (Бемидбар, 12:3). Все его мысли были о евреях, все его действия — на благо евреев. Великий Моше, безусловно, добрый пророк, назовём его «добрым гением».

Злым еврейским пророком был Корах, двоюродный брат Моше и Аарона, завидовавший их положению в среде сынов Израиля. В пророческом видении он распознал своего великого потомка — пророка Шмуэля, который помажет на царство двух первых еврейских царей: Шауля и Давида. Поэтому, будучи уверенным, что ему ничего не грозит, он поднял бунт против Моше и Аарона: «Полно вам!.. Отчего возноситесь вы над собранием Б-га?!» (Бемидбар, 16:3). В ответ разверзлась земля — и погибли и Корах, и все его сторонники. А как же его пророческое видение? Не увидел Корах ближайшего будущего: три сына его не последовали за отцом, и род Кораха продолжился через них. Кстати, они — авторы многих псалмов в книге псалмов царя Давида.

Были пророки и среди неевреев: Итро, тесть Моше, Иов, Билам и другие. Билам (или Валаам) — крупнейший из нееврейских пророков. Его пророческий дар не уступал дару Моше. «Не было у евреев пророка равного Моше, говорится в Талмуде. Но у неевреев был — это Билам». Но это был злой пророк, злобный ненавистник евреев. Это он научил Фараона убивать еврейских младенцев, это он посоветовал Балаку, царю Моава совратить евреев в пустыне посредством блуда, отчего пошёл мор в стане евреев (его прекратил Пинхас, внук Аарона). Билам — крупнейший из злых пророков, злодей. Трижды пытался он проклясть евреев. Проклятые, они стали бы лёгкой добычей своих врагов. Однако всякий раз Творец заставлял его произносить добрые пророчества о евреях, благословляя их: «Народ этот отдельно живёт и между (другими) народами не числится» (Бемидбар, 23:9); «Всякий благословляющий тебя (Израиль) — благословен, а всякий проклинающий тебя — проклят» (там же, 24:9); «Вижу его, но не сейчас, всматриваюсь в него, но не близко: Взошла звезда от Яакова и вознёсся скипетр от Израиля (там же, 24:17). Наконец, именно ему принадлежат и такие поэтические строки: «Как прекрасны шатры твои, Яаков, жилища твои, Израиль! Как ручьи извиваются они, как сады при реке, как алоэ, посаженное Б-гом…» (там же, 24:5-6). Великий злой пророк Билам — злой гений (говоря светским языком).

Таким образом, согласно иудаизму, гениальность не исключает злодейство. Поэтому, признав А. И. Солженицына «антисемитом в законе», не будем лишать его принадлежащего ему по праву звания классика русской литературы второй половины ХХ века. Вот и Соломон Волков в название своей книги «История русской культуры ХХ века» вносит уточнение: «От Льва Толстого до Александра Солженицына» (М., «Эксмо», 2008)

Итак: в культуре вообще и в искусстве в частности этика и эстетика неразделимы, как сиамские близнецы. Великие творения могут быть (и не однажды бывали) созданы людьми достаточно низких моральных принципов. Например, великий американский драматург Тенесси Уильямс или гениальный шахматист Роберт Фишер. Но никто не дал нам права развенчивать, низлагать созданные ими шедевры за то, что их творцы не отвечают нашим моральным нормам.

Замечательный французский драматург, автор «Сирано де Бержерак», Эдмон Ростан написал пьесу «Шантеклер», действие которой происходит на птичьем дворе. Главный герой пьесы — петух Шантеклер был уверен, что Солнце восходит только потому, что он кукарекает по утрам. Да не уподобимся мы Шантеклеру!

Опубликовал: Соломон ДИНКЕВИЧ

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора