Искусство компромисса

«Don’t waist time, see it my way!», — предупреждал плакат, висевший над креслом хозяина компании. — Не трать попусту времени, делай по-моему! (дословно «смотри моим путем»). Возможно, босс хотел рассмешить посетителей, однако его подчиненным было не до смеха. «My way or highway!» — с горечью произнес один из них, когда хозяин вышел из комнаты: «Моим путем или скатертью дорога!» Сотрудники чувствовали, что босс не уважает их, не прислушивается к их мнению. Униженные и подавленные подчиненные вряд ли будут проявлять творческую инициативу, болеть за дело босса, как за свое собственное…

— Никогда не стремись к полной победе, — советовал мне преуспевающий американский бизнесмен Ицхак Грос. — Если, например, вынудишь партнера дать тебе самую низкую цену, то он почувствует, что потерпел поражение, и обидится. Гораздо важнее уметь уступать и добиваться компромисса так, чтобы обе стороны ощутили, что одержали победу…

Не только дипломатия, но и сама жизнь, — это искусство компромисса. В деловых и семейных отношениях необходимо проявлять гибкость. (Хотя и сама гибкость тоже должна быть «гибкой»: в определенных ситуациях нужно проявлять непреклонность.)

Муж, например, может заставить жену подчиняться его вкусам и капризам, однако это не будет способствовать уважению и любви к супругу. Родители могут заставить детей подчиняться им, но это лишь приведет к раздражению и внутреннему протесту, а со временем даже к взрыву непослушания.

Тот, кто умеет уступать, прежде всего проявляет этим уважение к окружающим и сам заслуживает уважения. Как говорили мудрецы Талмуда: «Кто уважаем? Тот, кто уважает других!» (Поучения отцов, 4:1).

Так что же, это бизнес-сделка — «ты мне — я тебе»? — удивится читатель. Человек не может поделиться с другими тем, чего нет у самого, — объясняет Магараль из Праги. — Тот, кто не испытывает радости, не сможет радовать других. И тот, кто не обладает чувством собственного достоинства, то есть уважением к себе, не сумеет проявить уважения к другим. Если же человек оказывает уважение к окружающим, то это свидетельствует о том, что он уважает себя! Люди же уважают тех, кто уважает себя и ведет себя достойно.

Почему так трудно уступать? Почему многие непременно стремятся добиться «победы» над близкими и коллегами? Не осознавая этого, они унижают других, чтобы возвысить себя, компенсируя таким образом низкую самооценку. Они не понимают, что нельзя заставить себя уважать: уважение и любовь можно заслужить лишь уважением и любовью!..

Как научиться искусству компромисса? Для этого нужно преодолеть внутренний страх: если я уступлю, то меня не будут уважать, и для всех станет очевидна моя слабость! Нет, уступка — это проявление не слабости, а силы! Чтобы уступить, проявляя уважение к другу, необходимо в первую очередь научиться уважать себя!

Знаете ли вы, что в случае конфликта евреи должны обращаться в еврейский суд? Если евреи пытаются разрешить свои проблемы на основе римского, турецкого или английского законодательств, то этим они выражают пренебрежение к своим еврейским законам. Даже в случае победы в таком суде выигранная компенсация — грабеж (если только по закону Торы не было бы вынесено то же решение). Если еврей отказывается идти в еврейский суд, то существует возможность обратиться в нееврейский, предварительно обсудив это с раввином.

Есть и еще одна причина, почему евреям нельзя обращаться в нееврейский суд, писал рав Пам. Лишь в соответствии с еврейским законом судьи будут стремиться к достижению компромисса.

«Судей и надсмотрщиков поставь себе… чтобы судили народ судом праведным» (Дварим, 16:18).

Суд праведный — это не только суд истины, но и мира.

«Так сказал Всевышний: и назван будет Иерусалим городом истины… По справедливости мира судите во вратах ваших» (Захария, 8:3-16).

Что означают слова «справедливость мира»? Судьи обязаны вершить справедливость таким образом, чтобы установить мир, добиваясь компромисса между спорящими сторонами, говорят мудрецы Талмуда (Сангедрин, 6). Суд должен всегда стремиться к достижению компромисса, писал рабби Йосеф Каро в своде еврейских законов «Шулхат Арух» (Хошен Мишпат, 12:2).

Любопытно, что в США многие нееврейские компании зачастую обращаются в еврейский суд, зная, что раввины помогут им в достижении компромисса, одновременно экономя время и судебные издержки.

«Но если судья знает, что человек может по закону получить деньги, то выходит, что компромисс ущемляет его права, являясь нарушением справедливости? — спрашивает рав Йоше Волк в книге «Меират Эйнаим». — Нет, в интересах победившей стороны не только получить все деньги, но и, уступив оппоненту, добиться мира!»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора