Две женщины, два языка

Группа из 250 заговорщиков, возглавляемая Корахом, Датаном и Авирамом, восстала против Моше и Аарона. Бунт был подавлен чудесным образом: разверзшаяся земля поглотила Кораха и его сообщников. Многие евреи, поддержавшие бунтовщиков, хотели отомстить Моше, но среди них начался повальный мор, и лишь благодаря энергичному заступничеству пророка и его брата Б-г прекратил массовую казнь, унесшую 14700 жизней. Желая положить конец гибельной борьбе за власть,

Вс-вышний велит поместить в Шатре Откровения посохи с именами колен Израиля. Наутро посох колена Леви, на котором значилось имя Аарона, расцвел и дал урожай миндаля. Этим чудом Б-г подтвердил, что левиты избраны Им в качестве служителей Храма, а Аарон, представитель этого колена, по праву является основателем династии коэнов. Далее перечислены обязанности коэнов и левитов. Коэны не могут владеть землей. Их материальные нужды должны обеспечивать другие колена за счет десятин и других отчислений. Приведены законы о первых плодах урожая, выкупе первенцев и других приношениях.

«И отделился Корах, сын Ицгара, сын Кегата, сын Леви, и Датан и Авирам, сыны Элиава, и Он, сын Пелета, сыны Реувена» (16:1).

Мидраш рассказывает об одной супружеской паре. Муж и жена были праведниками, но у них не рождались дети, и они решили развестись. Оба вступили в повторный брак. Но им не повезло. Новая избранница мужа-праведника оказалась безнравственной женщиной, и он опустился до ее уровня. Жена-праведница тоже вышла замуж за нечестивца, но сумела повлиять на него в лучшую сторону, и он достиг таких же высот духовности и морали, как и она.

Эту притчу часто приводят, чтобы показать ведущую роль женщины в строительстве еврейского дома. Атмосфера и само благополучие семьи во многом зависят от ее интуитивной мудрости и моральных устоев.

Яркий пример этому мы находим в талмудическом трактате «Санэдрин». Приведя стих из «Мишлей» («Притчей царя Шломо»): «Мудрая жена строит свой дом, а глупая разрушает его своими руками» (14:1), мудрецы Талмуда поясняют, что иллюстрацией к первой части этого высказывания может служить жена Она, сына Пелета, а ко второй части — жена Кораха.

Он бен Пелет был вначале одним из сподвижников Кораха, однако умная жена сказала ему: «Какая тебе разница, кто победит, Моше или Корах? Ты все равно ничего не приобретешь: ни денег, ни славы. Так какой тебе смысл участвовать в перевороте?» Он бен Пелет еще колебался — ведь Корах и другие заговорщики рассчитывали на него. Тогда жена напоила его вином, а когда тот уснул, села у порога своего дома в ожидании посланников Кораха, которые должны были прийти за ним. Когда заговорщики приблизились, она распустила волосы, отпугнув тем самым непрошенных гостей — ведь Тора запрещает смотреть на простоволосую замужнюю женщину (если она не твоя жена). При всей своей злокозненности бунтовщики чтили закон.

Короче, своими чисто женскими хитростями жена Она побудила его к раскаянию и спасла ему жизнь.

Совсем иначе вела себя жена Кораха. Та, наоборот, подбила мужа на бунт. «Смотри, что делает Моше, — говорила она. — Назначил себя царем, брата — первосвященником, а его сыновей — заместителями первосвященника. Когда люди приносят в Храм десятины и первые плоды урожая, Моше велит отдавать их коэнам. Даже из «маасер ришон», первой десятины, причитающейся всем левитам, он требует выделять десятую часть тем же коэнам, своим родственникам».

«А теперь посмотри на себя, — не унималась коварная женщина. — Он сбрил с тебя и других левитов все волосы, даже брови, а потом раскачивал вас на руках как бездушное бревно. Моше специально придумал эту церемонию посвящения в храмовую службу, чтобы опозорить тебя. Неважно, что с ним самим проделали то же самое. Ведь Моше руководитель, и его престиж не пострадает. Он действовал по принципу: «Умри душа моя с филистимлянами!» (Шофтим, 16:30).

(Маленькое пояснение: эту крылатую фразу сказал много лет спустя Шимшон, возглавлявший борьбу еврейского народа против филистимского «террора» в Эрец Исраэль, но жена Кораха была непростой женщиной и, видимо, знала всю Тору наперед, включая приведенный эпизод из книги Судей.)

Жена Кораха обладала не меньшим женским обаянием и даром убеждения, чем жена Она, но использовала эти качества не для блага, а во зло, толкнув на тяжелое преступление своего мужа и еще двести пятьдесят человек, фактически стала виновницей их (и своей собственной) страшной смерти.

Роль женщин в бунте Кораха может служить иллюстрацией к еще одной сентенции из книги «Мишлей»: «Смерть и жизнь во власти языка» (18:21).

Сочетание женской хитрости и красноречия — это мощное оружие. В одном случае оно выручает из беды, в другом — сеет раздоры и смерть.

«И будет он навеки грудой развалин»

«И говорил он (Моше) обществу так: «Отойдите от шатров нечестивых людей этих и не прикасайтесь ни к чему, что у них, а то погибнете из-за всех грехов их!» (16:26).

Легко объяснить, почему Моше призвал евреев не приближаться к жилищам Кораха и его сообщников. Поскольку сыны Израиля в большинстве своем сочувствовали Кораху и поддерживали его, они не были достойны спасения и вполне могли разделить судьбу бунтовщиков.

Если ты находишься вблизи злодея в момент, когда на него изливается

Б-жественный гнев, то можешь, что называется, попасть под горячую руку — сам стать жертвой небесной кары, даже если ты ее не заслужил. Именно это произошло с женой Лота, превратившейся в соляной столб во время побега из порочного города Сдома, приговоренного к уничтожению. Когда на Сдом обрушился огненно-серный дождь, жена Лота оглянулась вопреки предупреждению. Бросив взгляд на гибнущий город, она как будто солидаризировалась с его жителями и в результате погибла вместе с ними.

Хорошо, первое предостережение понятно: держись подальше от злодея, чтобы избежать его участи. Но почему Моше запретил прикасаться к имуществу Кораха и компании?

Рамбан объясняет, что на это имущество был наложен «херем», запрет. Оно подлежало уничтожению, и всякий, кто захочет взять его, обречет себя на верную смерть.

В данном случае вступает в силу заповедь о «городе подстрекателей» («ир а-нидахат»), описанная в книге «Дварим»: «Если услышишь, что в одном из городов твоих… выступили люди негодные… и совратили жителей города своего: «Пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали», -… то перебей жителей того города острием меча, уничтожь его и все, что в нем, и скот его острием меча. А всю добычу его собери на середину площади и сожги огнем город и всю добычу полностью… и да будет он навеки грудой развалин, не будет он отстроен заново. И да не прилипнет к руке твоей ничего из уничтожаемого, дабы отвратил Б-г гнев свой…» (13:13-19).

Обратите внимание: Тора требует уничтожить всех жителей «города подстрекателей» вместе с их имуществом, даже тех из них, кто не изменял Б-гу, и разрушить до основания сам город, — настолько тяжек грех идолопоклонства.

Такое же наказание постигло и участников бунта Кораха: «И раскрыла земля уста свои, и поглотила их, и дома их, всех людей Кораха, и все имущество». Была уничтожена даже собственность сыновей Кораха, которые в последний момент раскаялись и были спасены от смерти. По той же причине погибли ни в чем не повинные жены и дети Датана и Авирама, а также жена Кораха. На них распространялся закон о жителях «города подстрекателей».

И все же, что общего у группы Кораха и «города подстрекателей»? Ведь Корах не был идолопоклонником. Он «всего лишь» хотел сменить власть: свергнуть Моше и занять его место. Верно, но в ходе конфликта Корах высмеял ряд положений Торы, которые Б-г сообщил еврейскому народу устами своего любимого пророка. Корах утверждал, что нет необходимости носить цицит, кисти с голубой нитью, на краях одежды, если эта одежда сшита из ткани того же небесно-голубого цвета «тхелет», и что в комнате, где хранится множество священных книг, не требуется мезуза на дверном косяке.

Тем самым Корах фактически отверг идею Б-жественного происхождения Торы. Он и его сообщники пытались увести евреев от твердой и безраздельной веры в Б-га и в Его закон, внушить им, что Тора «сфабрикована» Моше.

Поскольку сыны Израиля достигли в тот период, вскоре после Синайского откровения, высочайшего уровня духовности, такая попытка ослабить их веру была расценена Вс-вышним как подстрекательство к идолопоклонству, и приговор был вынесен по закону о «городе подстрекателей».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора