Борис Cпасский — тени сбитого короля

Борис Васильевич Спасский вошёл в шахматную летопись десятым чемпионом мира. Как яркая колоритная личность, наделённая харизмой, он в творческом и спортивном планах добился в своё время выдающихся успехов, покорив, с благословения богини Каиссы вершину шахматного Олимпа. Вместе с тем ему присущ импульсивный и независимый характер, из-за которого он совершил ряд экстравагантных поступков, которые долго будоражили советскую общественность и раздражали власть со всеми чреватыми последствиями для его судьбы. А костоломной советской системе опыта было не занимать.

Родился Борис Спасский в Ленинграде 30 января 1937 года. Шахматам его никто не учил, хотя играть он начал в пять лет. И было это так.

В начале войны его и старшего на два года брата вместе с другими ленинградскими детьми вывезли в Пермь (Молотов), когда после бомбёжки Бадаевских продовольственных складов в блокадном городе начался голод. Эшелон с детьми уцелел, возможно, потому, что на нём был красный крест. В Перми он попал в детский дом, где ребята играли во все игры, в том числе и в шахматы. Пятилетний мальчик внимательно наблюдал за игрой и познавал шахматную мудрость.

Вернувшись из эвакуации в 1946 году в Ленинград, он вместе с братом однажды поехал на Кировские острова и там увидел шахматный павильон. Ему было девять лет. Павильон — застеклённая веранда, окружённая деревьями, казался сказкой, и его захватила дикая страсть. Он не играл, а только наблюдал. Происходящее на шахматной доске его очаровало. Он исчезал из дома на целый день в павильон на Кировские острова. Мама давала ему 15 копеек в день на стакан газированной воды и пирожок. Нищета была страшная (отца не было, а мама работала дворником за жилплощадь), но страсть его одолевала, и никогда потом в жизни он не испытывал такого влечения к шахматам. Профессионалом он стал в десятилетнем возрасте, именно в это время Борис Спасский понял, что его жизненный путь предрешён. Интуитивно он почувствовал, что с этой дороги не свернёт.

Первым его шахматным наставником был Владимир Григорьевич Зак, который руководил шахматной секцией в Ленинградском Дворце пионеров. Борис Спасский пришёл к нему осенью 1946 года после того как закончился летний сезон и на Кировских островах закрыли шахматный павильон. Играть в шахматы было негде, а играть очень хотелось.

Занятия с прекрасным педагогом Владимиром Заком очень быстро принесли свои плоды. За полгода Борис Спасский уже играл как перворазрядник. За шахматной доской он был не по-детски рассудительным и играл в правильные шахматы, хорошо овладев стратегией.

Имя Бориса Спасского впервые громко прозвучало на юношеском первенстве СССР в 1947 году, когда ему было всего десять лет. Но стала заметна некоторая «сухость» в игре. И в это время в жизни Бориса Спасского произошли огромные перемены, которые в дальнейшем оказали влияние на его шахматную карьеру.

Его как вундеркинда заметил патриарх советской шахматной школы, первый советский чемпион мира Михаил Ботвинник. Обладая большим влиянием и авторитетом в самых высоких партийных и спортивных сферах власти, он добился для юного Бориса Спасского персональной Государственной стипендии в сумме 1200 рублей (в исчислении до 1961 года). По тем временам это была немалая сумма, когда студенты старших курсов институтов получали стипендию в сумме 395 рублей.

После такой финансовой поддержки для более быстрого творческого роста с Борисом Спасским начинает работать тренер, один из известнейших ленинградских гроссмейстеров Александр Казимирович Толуш, шахматным кредо которого была игра с открытым забралом. Играть с ним было очень интересно, но трудно. Он был мастером преподносить неожиданности, резко меняющие характер борьбы. Он и выигрывал и проигрывал красиво, ибо сражался до последнего. А в тяжёлом положении умел изобретать коварные ловушки, расставлять западни на шахматных дорогах. Вкус к такой игре он привил и своему ученику. Их плодотворное творческое сотрудничество длилось около восьми лет, с 1953 до 1961 года.

Успехи не замедлили сказаться. В шестнадцать лет он вместе со своим тренером Александром Толушем в компании с претендентами на шахматную корону Василием Смысловым, Исааком Болеславским и Тиграном Петросяном отправились в Бухарест на крупный международный турнир. Борис Спасский оправдал возложенное на него доверие и «на отлично» выдержал свой первый трудный экзамен, поделив 4 — 6 места с Исааком Болеславским и сильнейшим венгерским гроссмейстером Ласло Сабо. Там он выполнил норму международного мастера.

Результат Бориса Спасского мог бы быть намного хуже, но этому помешала советская власть. Международный турнир в Бухаресте начался с «рубки» между советскими шахматистами. Тигран Петросян победил Александра Толуша, Борис Спасский выиграл у Василия Смыслова. В результате после нескольких туров соревнования на первое место вышел венгр Ласло Сабо.

И возник страшный переполох. Из Москвы пришла телеграмма: «Прекратите безобразие, начинайте делать между собой ничьи». Конечно, после выигрыша у Василия Смыслова юноша Борис Спасский вряд ли смог бы по неопытности «сделать ничьи» с Тиграном Петросяном и Исааком Болеславским. Это наглядный пример поведения советских шахматистов на международной арене. В этом вскоре разобрался Роберт Фишер, и исключил эти махинации в розыгрыше первенства мира. Можно только предполагать, что же творилось на внутрисоветских шахматных соревнованиях.

Продолжаются успешные выступления Бориса Спасского в серьёзных турнирах. Он выходит победителем турнира молодых мастеров в Ленинграде (1954 год). В 1955 году впервые участвовал в финале чемпионата СССР и разделил 3 — 6 места с Михаилом Ботвинником, Тиграном Петросяном и Георгием Иливицким. Участвует в международном турнире в Гетеборге (1955 г.), в 18 лет завоёвывает право выступать в турнире претендентов в Амстердаме (1956 г.), где делит 3 — 7 места с Давидом Бронштейном, Ефимом Геллером, Тиграном Петросяном и Ласло Сабо.

В чемпионате СССР 1956 года занимает 1 — 3 места вместе с Марком Таймановым и Юрием Авербахом. Его лучшие результаты в чемпионатах СССР: 1959 г. — 2 — 3 места разделил с Михаилом Талем; 1961 г. -1-е место; 1963 г. -1 — 3 места вместе с Ратмиром Холмовым и Леонидом Штейном.

Когда рассеялся дым первых успехов, выяснились изъяны неустойчивого капризного характера Бориса Спасского. Внешне он выглядел всегда волевым, в игре являл собой сгусток энергии. Но два чувствительных поражения в решающий момент зональных турниров 1958 и 1961 годов показали, что с волевым настроем есть проблемы. Это проявилось в двух зональных турнирах, которыми в цикле розыгрыша первенства мира считались чемпионаты СССР, и шахматисты, занявшие первые четыре места выходили в межзональный турнир.

Так, в 25-м чемпионате СССР 1958 года Борис Спасский занял шестое место вслед за Михаилом Талем, Тиграном Петросяном, Давидом Бронштейном, Юрием Авербахом и Львом Полугаевским. А в 28-м чемпионате СССР ситуация для Бориса Спасского складывалась поначалу весьма удачно. Однако, на финише он потерпел несколько обидных поражений от Владимира Симагина и Марка Тайманова, занимавших места в середине турнирной таблицы.

Перед последним туром у него и у Леонида Штейна было равное количество очков — по 11. Выигравший решающую партию с 12-ю заветными очками попадал в желанную четвёрку, что означало попадание в межзональный претендентский турнир. Партия была отложена в более предпочтительной позиции у Бориса Спасского. Глядя, как натужно играет Борис Спасский в этом турнире, его новый тренер Игорь Бондаревский посоветовал своему подопечному сдать партию Леониду Штейну без доигрывания. Допускали они и то, что партию можно было выиграть, но не было гарантии, что дальше не будет срыва с большим психологическим надрывом в характере Бориса Спасского.

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Смоленский

Все публикации этого автора

3 thoughts on “Борис Cпасский — тени сбитого короля

  1. Статья хорошая.
    Пишите чаще о наших выдающихся шахматистах,
    может быть на их примерах нынешние молодые станут лучше.

  2. \»Из Москвы пришла телеграмма…\» Вы ее видели,эту телеграмму? \»Это наглядный пример поведения советских шахматистов на международной арене..Роберт Фишер…исключил эти махинации…\» В 50е годы у советских шахматистов ВООБЩЕ не было достойных соперников на международной арене.Например,на межзональном турнире в Швеции 5 (!) первых мест заняли советские шахматисты (1.Котов 2-3.Тайманов и Петросян 4.Геллер 5.Авербах) Так что,может,не стоит поливать грязью советских шахматистов?! \»Можно только предполагать..\» Ну а это совсем несерьезно.Не надо предполагать,надо говорить конкретно.Тем более,если вы пишете статью о шахматах.

  3. \»Из Москвы пришла телеграмма…\» Вы ее видели,эту телеграмму? \»Это наглядный пример поведения советских шахматистов на международной арене..Роберт Фишер…исключил эти махинации…\» В 50е годы у советских шахматистов ВООБЩЕ не было достойных соперников на международной арене.Например,на межзональном турнире в Швеции 5 (!) первых мест заняли советские шахматисты (1.Котов 2-3.Тайманов и Петросян 4.Геллер 5.Авербах) Так что,может,не стоит поливать грязью советских шахматистов?! \»Можно только предполагать..\» Ну а это совсем несерьезно.Не надо предполагать,надо говорить конкретно.Тем более,если вы пишете статью о шахматах.

Comments are closed.